Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Какие проблемы стопорят крупный бизнес на Дальнем Востоке и на что жалуются компании

Порт во Владивостоке
Крупному бизнесу нужна помощь, в первую очередь с инфраструктурой

Развитию бизнеса на Дальнем Востоке уделяют огромное внимание уже больше 10 лет. В этом регионе, что называется, грех жаловаться: есть множество преференциальных режимов, есть финансирование от государства, программы выдачи льготных кредитов и многое другое. Тем не менее и на Дальнем Востоке даже у крупного бизнеса есть проблемы. В чем они заключаются и что еще может сделать государство для их решения, узнал «ФедералПресс».

Деньги стали дорогими

Проблема актуальна не только для Дальнего Востока – в России сейчас очень высокая ключевая ставка ЦБ, что автоматически увеличивает ставки и по кредитам для бизнеса. И если бизнес может обойтись какое-то время без запуска новых проектов, он обязательно обойдется.

В этом, например, призналась управляющий партнер девелоперской компании UNIKEY Айгуль Юсупова. В своем телеграм-канале она рассказала, что компания ставит на паузу четыре проекта на Дальнем Востоке, которые планировали реализовать в ближайшие годы. Причина – в текущих условиях прибыль проектов будет сильно ниже, чем запланировано: сейчас застройщики могут работать только с кредитными деньгами, а ставка стала слишком высокой, чтобы быть выгодной.

«Поэтому абсолютно все вменяемые застройщики с повышением учетной ставки пересмотрели свои планы на 2025 год и решили притормозить запуск новых проектов, пока размер учетной ставки не снизится до нормальных значений […] В текущем году застройщики стартуют только с теми проектами, отложить запуск которых невозможно, например, проекты КРТ, в которых регламентированный срок запуска установлен в 2025 году, либо проекты по которым уже получено и потрачено банковское финансирование», – написала Айгуль Юсупова.

Дорогие деньги – вопрос, который стоит остро не для одних девелоперов. Весь крупный бизнес, который идет в развитие, зависит от ключевой ставки Банка России: слишком дорогие кредиты и население, которое становится менее платежеспособным. И девелоперам хотя бы помогает программа льготной ипотеки на Дальнем Востоке, которую продолжает субсидировать государство, оставляя дальневосточникам на оплату всего 2 % годовых.

Часть компаний может рассчитывать на другую поддержку от государства – льготное кредитование.

«В Хабаровском крае достаточно различных видов поддержки бизнеса, начиная с Фонда развития промышленности, который выдает льготные займы под 3–5 %. Это касается производственных предприятий на приобретение оборудования. Это существенно, тем более что ключевая ставка ЦБ – 21 %», – отметил председатель комитета по поддержке и развитию предпринимательства Торгово-промышленной палаты Хабаровского края Никита Божок.

Крупный бизнес, инвесторы, тоже имеют возможность получить более дешевые деньги. В процесс включился лично полпред президента в России Юрий Трутнев. В начале февраля, например, прошло совещание, где согласовали девять проектов, которые получат льготные кредиты. В их числе туристические объекты, порт, автомобильный кластер и производства. Всего будет выделено более 100 млрд рублей.

В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) также признали, что сейчас бизнес испытывает сложности из-за дорогих денег:

«Зона роста – доступность кредитных ресурсов, в последнее время этот вопрос остро стоит для всех предпринимателей страны», – отметила руководитель представительства АСИ в ДФО Ольга Курилова.

Крупному бизнесу нужна помощь, в первую очередь, с инфраструктурой

Логистика не справляется

Одна из главных проблем, которая актуальна и болезненна в первую очередь для Дальнего Востока, – логистика. Связь по железной дороге всегда была проблематичной, авиация – тоже. С разворотом на Восток ситуация обострилась.

«В настоящее время развитие порта тесно связано с развитием железнодорожной инфраструктуры, так как 80 % грузов принимаются и отправляются из порта именно железнодорожным транспортом. Реконструкция опорной для порта станции Мыс Чуркин позволит увеличить пропускную способность в адрес порта и расширит возможности транспортной логистики», – прокомментировал заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО «Владморрыбпорт» Вячеслав Квашнин.

Председатель отделения «Опоры России» в Хабаровском крае Сергей Мазунин отмечает, что главная помеха на пути развития крупного бизнеса на Дальнем Востоке – инфраструктурные, энергетические и транспортные ограничения. Если приоритет России на ближайшие годы – Дальний Восток, нужно оперативно решать эти вопросы, уверен эксперт.

«Если мы хотим увеличивать экспорт в наших национальных целях и задачах, тогда здесь нужно создавать транспортно-логистические коридоры, инфраструктуру […] Транспортная доступность оставляет желать лучшего. Например, Тихоокеанская железная дорога с Энгельского месторождения Якутии: построили 600 с лишним километров с выходом на побережье Охотского моря. Там строится морской терминал для судов под загрузку в порядка 37 миллионов тонн – емкость посчитали правильно. Там, где дорога будет проложена, еще много рудных месторождений. Руду можно переплавлять и делать из нее товар уже с большей добавочной стоимостью. Про БАМ и Транссиб: идет реконструкция, спрос большой на рынке АТР углей и другого. Но сегодня вся железная дорога забита этим товаром. На 280 миллионов тонн рассчитан этот логистический канал, и то это под завязку, тоже будет не хватать, надо расширять его», – объяснил Сергей Мазунин.

Эксперт отмечает, что логистические проблемы существуют не только на железной дороге. Порты во Владивостоке загружены. Дальнему Востоку нужны новые порты, чтобы была возможность нарастить объемы экспорта товаров в Азию. Решение строить мост с железной дорогой с материка на Сахалин Мазунин считает верным решением: в регионе есть порты, а часть пути будет проходить по северу Хабаровского края.

«И там тоже есть месторождения, соответственно, также есть условия для вовлечения в хозяйственный оборот с добычей, переработкой и дальнейшего второго и третьего переделов», – подчеркнул эксперт.

Крупному бизнесу нужна помощь, в первую очередь, с инфраструктурой

Энергетика нуждается в обновлении

Еще одно слабое место на Дальнем Востоке – энергетический комплекс. Часто именно этот фактор стопорит дальнейшее развитие производственных компаний.

В АСИ еще одной зоной роста для бизнеса в ДФО назвали именно ее.

«Это продолжение газификации, об этом постоянно говорят инвесторы, – развитие электроэнергетики. У нас пока недостаточно мощностей, а от этого зависит конечная стоимость электроэнергии и доступность трудовых ресурсов для бизнеса, логистика (необходима бесперебойная логистика товаров на Дальний Восток)», – прокомментировала Ольга Курилова.

О проблемах, которые доставляет неудовлетворительное состояние энергетики, говорит и Сергей Мазунин. Мощностей на Дальнем Востоке не хватает, как один из итогов – сырье только добывают и продают, не перерабатывая. Но в случае обработки, открытия производств экономика регионов будет зарабатывать больше, как и местные жители, которые получат новые рабочие места.

Вопросом энергетики на Дальнем Востоке власти активно занимаются много лет. Началось все с газификации – самый заметный результат показывает Сахалинская область. В конце 2024 года было принято решение строить новые АЭС на дальневосточных землях. Две крупные станции должны появиться в Приморье (2033 год) и в Хабаровском крае (2041 год).

«Чтобы развивать Дальний Восток, у нас не хватает энергетических мощностей. Допустим, взять Малмыжское месторождение, где расположен крупный концентрат меди и другие металлы. Планировали на газ перейти, но лимитов газа очень мало. Вообще газификация Дальнего Востока слабая, процентов 10, а по всей стране – 75. При этом более половины всех природных ресурсов России находится на Дальнем Востоке. У нас должна быть не просто добыча, как сейчас, а более глубокая переработка – второй и третий передел. Поэтому стоит вопрос строительства АЭС в Хабаровском и Приморском краях. Но срок их ввода – 2030–40-е годы. Без энергетики о каком производстве можно говорить? Добыли и увезли?» – отмечает председатель отделения «Опоры России» в Хабаровском крае Сергей Мазунин.

Проблему энергетического комплекса на Дальнем Востоке в начале 2025 года поднял полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Он поручил Минвостокразвития России, КРДВ, дальневосточным регионам представить в правительство России и Минэнерго России данные о потребности в предоставлении объемов электроэнергии и в строительстве объектов генерации.

«Задача очень простая: надо обеспечить все инвестиционные проекты электроэнергией вовремя и по максимально приемлемым ценам. Сегодня инвестиционные проекты, которые реализуются на территории Дальнего Востока, сталкиваются со сложностями энергетического обеспечения. Правительством России утверждена генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. На Восточном экономическом форуме я выступал с предложением конкретизировать программу и разбить ее по определенным периодам. Необходимо убедиться в том, что количество энергетических объектов, которые будут построены в сроки, определенные Минэнерго и правительством, достаточно для реализации инвестиционных проектов», – отметил полпред президента в ДФО.

Юрий Трутнев добавил, что важно сделать так, чтобы новые источники энергии на Дальнем Востоке были экологичными – и такие возможности в регионе есть.

Крупному бизнесу нужна помощь, в первую очередь, с инфраструктурой

Кадровый голод, проверки и законы

Работников не хватает во всех отраслях экономики практически во всех регионах России – Дальний Восток тут не исключение. Как отметил заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО «Владморрыбпорт» Вячеслав Квашнин, его компании эта проблема хорошо знакома, и частично решить вопрос может помощь государства.

«Владморрыбпорт», как и большинство промышленных предприятий, ощущает кадровый дефицит. В данном случае государство может помочь с системой образования (подготовка новых специалистов), повышение трудовой мобильности (стимулирование переезда граждан в другие регионы с использованием дотаций от государства) и переобучение», – отметил Вячеслав Квашнин.

Член Союза деловых женщин, член президиума совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края Ольга Жменько назвала еще одну сложность, с которой сталкивается бизнес, – непостоянство законов.

«Помимо кадрового вопроса, существует проблема стабильности законодательного поля. Мы тесно сотрудничаем с общественными советами и объединениями для выявления системных рисков, влияющих на ведение бизнеса. Эти риски анализируются на предмет массовости, обсуждаются на общественных площадках и вносятся предложения по изменению законодательства», – отметила эксперт.

В АСИ подчеркнули: бизнесу важна стабильность.

«На что обращают внимание предприниматели, помимо озвученного выше, это на количество и качество проверок, поскольку по некоторым регионам Дальнего Востока ряд показателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий и силового давления на бизнес чуть выше, чем в среднем по стране. Также бизнес волнует стабильность в налоговом законодательстве», – отметила руководитель представительства АСИ в ДФО.

А нужна ли помощь бизнесу на Дальнем Востоке?

Территория опережающего развития, Свободный порт Владивосток, Особая экономическая зона, Арктическая зона Российской Федерации, Курильские острова Российской Федерации – это минимальный и известный уже всем набор помощи бизнесу на Дальнем Востоке. Там все – от инфраструктуры до льгот по налогам.

Судя по результатам регионов Дальнего Востока в привлечении инвестиций, работа по поддержке бизнеса в регионе дает свои плоды.

«За последние 5 лет регионы Дальнего Востока показывали стабильно высокие результаты рейтинга. Если в 2017 году регионы, входящие в состав ДФО, находились ниже 40-го места, то уже в 2020-м в топ-30 рейтинга вошли 4 дальневосточных региона: Республика Саха (Якутия), Амурская область, Камчатский край, Сахалинская область», – отметила Ольга Курилова.

Именно преференциальные режимы, по мнению АСИ, привлекают крупный бизнес в ДФО. И этого, по мнению экономиста Максима Кривелевича, достаточно – дальше крупный бизнес сможет позаботиться о своем развитии самостоятельно.

«Крупный бизнес – это про показатель финансовой эффективности, а не про развитие территорий и повышение уровня комфорта жизни населения. Когда англичане пришли в Индию, два миллиона человек умерло с голоду. У крупного бизнеса Дальнего Востока хватает всего, по темпам инвестиций наш регион впереди планеты всей. Другим участникам рынка – да, не хватает. Крупный может себе построить АЭС – малый и средний бизнес не может. Он вообще может порешать любые вопросы, потому что стоит первый в очереди и имеет доступы туда, куда малый и средний бизнесы не имеют. Крупные проекты поддерживаются государством, им предоставляются льготы, все хотят работать в крупных компаниях, поэтому проблем с кадрами нет и т. д. Поэтому нет у крупного бизнеса особенных проблем, таких, которых нет у других, но решать их им проще», – уверен Максим Кривелевич.

К слову об инвестициях: в последнем рейтинге состояния инвестиционного климата от Агентства стратегических инициатив восемь регионов Дальнего Востока заняли первые 15 мест рейтинга.

Рекомендуем также прочитать о том, почему девелоперы ставят на паузу новые проекты в ДФО.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, Анна Миронова, Полина Зиновьева

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.