В России начинается сражение за русский язык – депутаты Госдумы на следующей неделе рассмотрят законопроект, который заставит отказаться от англицизмов. Тем временем Центробанк готовится выдать главный финансовый новостной повод февраля – решается вопрос о ключевой ставке. А россияне будут отмечать или критиковать самый неоднозначный праздник месяца. О контурах событий будущего – в рубрике «Смыслы недели».
Ставки сделаны?
Первое в 2025 году заседание ЦБ РФ пройдет 14 февраля. Совету директоров предстоит принять решение по ключевой ставке. Текущий уровень – 21%. Решение сохранить его было принято 20 декабря. Главными факторами при принятии решения на последних заседаниях Банка России по ключевой ставке были инфляция и кредитование.
«По поводу ключевой ставки есть две проблемы: изменение ключевой ставки мало влияет на инфляцию. Мы это видим. Инфляцию порождают расходы Минфина, и рост ключевой ставки на эти расходы не влияет. Пока Минфин будет расшвыривать «вертолетные» деньги, у нас будет высокая инфляция.
С другой стороны, рост ключевой ставки душит все, что с этими расходами Минфина не связано. При этой ставке жизнь теряется, когда у вас ипотека уходит под 30%, а ставки по кредитам – за 40%. О чем тогда вообще говорить?
Все те секторы, которые не связаны с бюджетными расходами и с переливом денег из бюджетных отраслей, страдают. Все ожидали, что на фоне ускорения инфляции перед Новым годом ЦБ повысит ставку. Он решил, мягко скажем, поэкспериментировать. Инфляция продолжает дальше ускоряться.
Можно ждать повышения, но проблема-то не в ЦБ – он делает все, что можно. ЦБ может еще повысить, потому что он исходит из монетаристского подхода: инфляцию надо бить ставкой, у него нет других инструментов. Он не может повлиять на Минфин.
Бессмысленно говорить, на сколько ЦБ может повысить ключевую ставку: на один или два пункта. Он может и так оставить. Мы находимся в теории бессмысленной экономики. Все то, за что боролся ЦБ в течение 30 лет, пошло прахом: у нас нет валютного рынка, нет возможности для населения сберегать, много чего нет», – заявил «ФедералПресс» директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.
За русский!
11 февраля в Госдуме рассмотрят законопроект о защите русского языка. Инициатива, предложенная группой депутатов (в их числе те, кто уже депутатами не являются – врио главы Курской области Александр Хинштейн и помощник президента РФ Елена Ямпольская, предполагает обязательное использование русского языка на вывесках, указателях, информационных табличках, рекламе и названиях жилых комплексов. Англоязычные слова вроде coffee, shop, sale должны исчезнуть из городского пространства, если инициатива станет законом. Плюсы и минусы изучил политический обозреватель Рустам Юнусов.
«Главное новшество – требование размещать всю потребительскую информацию исключительно на русском языке. Владельцы магазинов, кафе и торговых сетей, привыкшие привлекать клиентов короткими английскими словами, будут вынуждены адаптировать вывески и рекламу. Под ограничения подпадут и названия жилых комплексов: теперь условные River Park или Grand Plaza могут превратиться в привычные Речной парк и Большая площадь.
При этом закон не затронет товарные знаки и фирменные наименования. Например, бренд McDonald's (в случае возвращения) или Nike не придется русифицировать. Однако если компания решит написать на своей витрине «fresh coffee» или «open», эти слова придется заменить на «свежий кофе» и «открыто».
Сторонники инициативы видят в ней способ защитить русский язык от засилья заимствованных слов. Они отмечают, что улицы городов все больше напоминают иностранные проспекты, где вывески на английском встречаются чаще, чем на русском. Депутаты предлагают вернуть языковую идентичность и обеспечить доступность информации для всех граждан.
Противники законопроекта указывают на его формальность и возможные издержки. Во-первых, бизнесу придется менять вывески, что повлечет дополнительные расходы. Во-вторых, остается вопрос о целесообразности такой меры – англицизмы давно стали частью городского ландшафта, и их запрет вряд ли повлияет на реальное состояние русского языка.
Кроме того, непонятно, как будет работать контроль. Кто и как будет определять, является ли слово заимствованным? Например, как быть с такими словами, как «бизнес», «пицца» или «кафе», которые давно вошли в русский язык? Будут ли компании штрафовать за использование транслитерации или творческие адаптации иностранных слов?
Этот законопроект – не просто о вывесках. Он отражает общий тренд в языковой политике России, где все чаще звучат идеи о защите русского языка как культурного кода. Вопрос в том, помогут ли запреты сохранить язык, или же станут бюрократической мерой, оторванной от реальной жизни. Пока законопроект ждет первого чтения, бизнес и потребители остаются в ожидании», – размышляет Юнусов.
День всех влюбленных
14 февраля – день, когда одни признаются в любви, а другие критикуют массовую романтику. Для бизнеса это повод заработать на открытках и цветах, а для пар – возможность провести вечер вместе. Разбираемся с экспертами, как воспринимается этот праздник в России и стоит ли его отмечать.
«Надо к этому празднику относиться, как он того заслуживает: как к акции в сетевом магазине. Часто мы празднуем сезон распродаж? Мы культурный и цивилизованный народ. Пускай этот сомнительный маркетинговый выкидыш чествуют эстонцы и прочие чухонцы», – сказал «ФедералПресс» депутат ГД РФ Виталий Милонов.
«Праздновать можно все что угодно. Желательно даже наступление каждого дня. Позитив еще никому не мешал. Другое дело 14 февраля, которое крайне коммерциализировали за последние несколько десятилетий.
И с одной стороны, это позитивный праздник, люди признаются друг другу в любви. Лишний раз кто-то кому-то подарит букет, кто-то с кем-то пойдет посидеть, выпьет кофе или еще чего-нибудь. С другой стороны, исторической подоплеки этого праздника практически не знает никто. И это тоже говорит о том, насколько осознанно люди что-то празднуют. Поэтому, на мой взгляд, не стоит никогда ничего запрещать, стоит разъяснять, и тогда люди будут иначе относиться к праздникам, понимая, что же на самом деле они празднуют. А с другой стороны, все, что происходит позитивного, пусть происходит.
Поэтому стоит снизить коммерческий накал и продвижение этого праздника. Тем более вряд ли стоит его продвигать со стороны государственных организаций. Если люди сами по привычке, по какой-то своей внутренней семейной традиции лишний раз друг другу скажут о том, что они друг друга любят, я думаю, что будет только лучше», – считает политтехнолог Алена Август.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»