Депутаты Госдумы в третьем чтении приняли законопроект о реформе местного самоуправления. Законодательная новелла позволит регионам переходить с двухуровневой системы управления на одноуровневую, упразднив городские и сельские поселения. «ФедералПресс» рассказывает, что представляет собой эта реформа и какие изменения она принесет регионам.
Не по одному шаблону
Депутаты Госдумы решили реформировать систему местного самоуправления еще в конце 2021 года. По задумке членов нижней палаты парламента, городские и сельские поселения следовало упразднить, а их полномочия перешли бы к городским или муниципальным округам. Принятие закона завершало реформу, которая была заложена с изменением Конституции в 2020 году. Именно тогда в ней прописали понятие «единая система публичной власти».
В январе 2022 года депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. После начала СВО рассмотрение документа отложили и вернулись к нему в 2024 году.
Тогда же обеспокоенные парламентарии Татарстана обратились к спикеру нижней палаты парламента Вячеславу Володину. Они заявили, что ликвидация муниципалитетов «разрушит село». Их поддержал и глава региона Рустам Минниханов, который подчеркнул, что проводить подобные реформы, «не спросив у населения», нельзя.
«Наша страна огромная, одним шаблоном такой страной управлять нельзя», – сказал Минниханов.
Ко второму чтению, которое прошло в феврале этого года, в законопроект внесли около тысячи поправок. Об этом рассказал журналистам глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенниников. В поправленном документе регионам разрешалось оставаться с двухуровневой системой местного самоуправления или переходить на одноуровневый вариант.
Спикер нижней палаты парламента подчеркивал, что власти руководствовались интересами граждан, а также учитывали мнение региональных властей.
«Вышли на консенсусное решение», – сказал парламентарий.
Крашенниников рассказал, что часть регионов, в том числе ДНР и ЛНР, намерены перейти на новую одноуровневую модель.
Что даст эта реформа регионам
Среди плюсов перехода на новую систему можно выделить финансовые выгоды. Единый бюджет, созданный в округе, не будет дробиться на различные муниципальные единицы. Это позволит избежать ситуации, когда одно поселение получит денег больше из-за числа жителей, а другое – не сможет профинансировать свои нужды.
Еще одним плюсом для региональных властей станет сокращение трат как на проведение выборов, так и на содержание органов местного самоуправления.
Планируется, что с переходом на одноуровневую систему районы станут округами, окружная администрация станет управлять муниципалитетами, а территориальные подразделения заменят сельсоветы.
Кто планирует перейти на одноуровневую систему, а кто – оставить двухуровневую
Один из авторов инициативы Павел Крашенниников рассказал, что часть регионов перейдут на новую систему. Полностью к одноуровневой модели перешли в ЛНР, ДНР, в Смоленской, Сахалинской, Нижегородской, Московской, Тамбовской и Херсонской областях, в Ямало-Ненецком автомном округе и других, всего в 20 регионах.
Кроме этого, по одноуровневой модели после принятия закона начнут работать еще 26 регионов. Среди них – Камчатский и Приморские края, Вологодская, Кемеровская, Новгородская, Оренбургская, Псковская, Ярославская области.
Оставят двухуровневую модель, вероятно, в Татарстане, Башкирии, Калмыкии, Мордовии, Якутии, Крыму, Чечне, Адыгее, Алтае, Карачаево-Черкессии, в Липецкой, Ростовской, Свердловской и Саратовской областях, а также в Ненецком автономном округе.
Мнение эксперта
Простое и логичное управление
Директор фонда «Региональная политика», член Общественной Палаты РФ Евгений Забродин считает, что изменения в системе муниципального управления вызывают множество вопросов и недовольства в ряде регионов.
«Каждая реформа, особенно муниципальная, всегда вызывает определенные сомнения. Например, предыдущая реформа, когда мы переходили к двухуровневой системе, также столкнулась с критикой и недовольством. Многие регионы, которые пробовали эту систему, в итоге вернулись к одноуровневой, так как она не всегда эффективно решала вопросы жизнедеятельности населенных пунктов, особенно малых», – отмечает собеседник «ФедералПресс».
Забродин подчеркивает, что в регионах с низкой плотностью населения переход к двухуровневой системе может быть нецелесообразным.
«В некоторых местах, где на уровне районов проживает всего 10–15 тысяч человек, сложно говорить о необходимости создания дополнительных муниципальных образований. Это может привести к неэффективному управлению и увеличению бюрократии», – добавляет он.
Эксперт также указывает на то, что удобство для региональных властей не всегда совпадает с интересами населения.
«Если для властей удобно сохранять двухуровневую систему, это не означает, что она удобна для людей. Одноуровневая система может сократить количество муниципальных служащих и сделать управление более логичным и доступным для граждан», – подчеркивает Забродин.
Он считает, что если некоторые регионы имеют обоснованные причины для отказа от новой системы, им следует предоставить возможность сохранить прежнюю модель управления.
«Если у регионов есть особые обстоятельства, которые они могут доказать, то, возможно, стоит рассмотреть возможность сохранения двухуровневой системы для них. Однако в целом я не вижу логики в этом подходе», – заключает эксперт.
Улучшить коммуникацию с народом
Руководитель департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына, в свою очередь, считает, что новый закон о местном самоуправлении является важным шагом к выстраиванию эффективных взаимодействий между тремя уровнями власти в России.
«Этот закон направлен на обеспечение конструктивной коммуникации между муниципальной властью и жителями. Президент не раз подчеркивал, что именно местная власть ближе всего к людям, и к ней обращаются с самыми насущными и чувствительными проблемами», – отмечает эксперт.
Кислицына также подчеркивает, что законопроект способствует донастраиванию системы единой публичной власти и раскрывает потенциал обновленной Конституции РФ через муниципальную практику.
Эксперт акцентирует внимание на том, что законопроект стал результатом длительных дискуссий и представляет собой компромисс, учитывающий мнения всех сторон.
«Базовая редакция законопроекта предполагала введение одноуровневой модели организации местного самоуправления. Однако ряд регионов, где укоренены национальные традиции, высказали пожелание о сохранении двухуровневой модели, и это было учтено законодателями», – говорит Кислицына.
Она добавляет, что 20 регионов уже полностью перешли на одноуровневую систему, 26 регионов планируют сделать это, а 25 – перейти частично. Субъекты федерации, выбравшие одноуровневую модель, отмечают положительные эффекты от этого перехода.
«Среди таких эффектов – улучшение управляемости территориями, повышение прозрачности муниципальных властей для граждан, увеличение числа оснований для получения субсидий и упрощение участия в государственных программах и национальных проектах», – заключает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева