Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Автомобильный импорт на грани: что стоит за резким падением и к чему это приведет

Автосалон
Снижение объемов импорта авто наблюдается с ноября прошлого года

В феврале Россия столкнулась с резким сокращением импорта новых легковых автомобилей: объемы ввоза упали на 73 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 49 % относительно января. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». Подобные показатели наблюдались лишь однажды – в сентябре 2022 года, который стал кризисным для автопрома. Нынешний спад ставит под вопрос дальнейшую динамику автомобильного рынка.

Статистика

Согласно данным «Автостата», объемы официальных поставок продолжают сокращаться, что особенно заметно по снижению доли китайских автомобилей на рынке. На Китай пришлось 80,9 % всех поставок новых автомобилей в феврале.

В то же время параллельный импорт демонстрирует рост. Так, из 16,2 тысячи новых легковых автомобилей, ввезенных в Россию в феврале, около 4 тысяч были поставлены через параллельный импорт, приводит «Коммерсантъ» слова генерального директора «Автостата» Сергея Целикова. В числе лидеров – Киргизия, Белоруссия и Казахстан, эти страны играют ключевую роль в параллельном импорте: на их долю приходится 6,6 %, 5,2 % и 1,9 % ввоза соответственно.

Среди других стран, поставляющих новые машины в Россию, выделяются Корея (0,8 %), Грузия (0,8 %), Турция (0,7 %) и Япония (0,7 %). Как подчеркнули эксперты, такая структура поставок показывает растущую зависимость российского авторынка от альтернативных каналов импорта.

Импорт подержанных легковых автомобилей также снизился, но менее значительно – на 20 %. Лидером среди марок стала японская Toyota, а самой популярной моделью – Honda Freed. Основной объем ввоза подержанных авто приходится на Японию (53,4 %), за ней следуют Корея (20 %) и Китай (9,6 %).

Причины спада

Снижение объемов импорта авто наблюдается с ноября прошлого года. Эксперты связывают эту тенденцию с тем, что производители активно наращивали поставки машин в Россию до повышения утильсбора, которое вступило в силу с 1 октября 2024 года. Сейчас рынок столкнулся с рядом вызовов. Также это связано с падением спроса среди покупателей. Дополнительными факторами стали повышение ставок утильсбора и переполненные склады. По оценкам участников рынка и аналитиков, запасы у импортеров и дилеров достигают 400–500 тысяч единиц.

О переизбытке китайских автомобилей на складах стало известно еще в декабре. Чтобы избавиться от излишков, дилеры и производители активно предлагают специальные условия на покупку новых автомобилей. В марте крупные китайские бренды Chery, Geely и Haval расширили программы скидок для покупателей на сумму от 100 до 400 тысяч рублей. Однако, несмотря на такие меры, спрос в первые два месяца года остается низким, что делает задачу распродажи складских запасов крайне сложной.

Прогнозы

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков в беседе с «Коммерсантом» прогнозирует восстановление импорта автомобилей к середине года. По его словам, импортеры и производители, вероятно, увеличат поставки в преддверии осеннего сезонного роста спроса.

В целом эксперты уверены, что дефицита машин в ближайшее время не ожидается. Оживление импорта может начаться не раньше мая или июня. На динамику поставок повлияют два ключевых фактора: скорость распродажи складских запасов и снижение ключевой ставки ЦБ.

Ранее «ФедералПресс» писал, какие новые авто востребованы на авторынке. По итогам 2024 года, лидером продаж стала Lada с показателем 436,2 тысячи проданных единиц. На втором месте – китайский Haval (190,6 тысячи), за ним следуют Chery – 157 тысяч, Geely – 149,1 тысячи и Changan – 106,1 тысячи.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.