Top.Mail.Ru
Энергетика
Приморский край
0

Цены на топливо бьют рекорды на Дальнем Востоке: причины и решения

Бензин
Эксперты рассказали, почему на Дальнем Востоке бензин и дизель стоят дороже

Цены на топливо на Дальнем Востоке продолжают расти, вызывая беспокойство у местных жителей и властей. Согласно данным Росстата, стоимость дизельного топлива в большинстве регионов ДФО уже превысила 80 рублей за литр, а в Сахалинской области и Якутии достигла 90 рублей. Для сравнения – средняя цена по России составляет 70,98 рубля за литр. Бензин марки АИ-95 в половине регионов Дальнего Востока также стоит дороже 70 рублей при среднероссийском показателе в 61,06 рубля. Что происходит с ценами на топливо, узнал «ФедералПресс».

Ситуация стала настолько острой, что вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам провести анализ топливного рынка в ДФО и некоторых регионах Сибири. Совещание состоялось еще 20 февраля, но информация о нем стала известна только в марте. Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пока воздерживаются от комментариев.

Почему на Дальнем Востоке топливо дороже

В России производится больше топлива, чем потребляется: бензина – на 10–15 %, а дизеля – на 45–50 %. Однако проблема заключается в логистике. Как пояснил заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, до половины потребностей Дальнего Востока в бензине и дизеле покрывается за счет поставок из других регионов страны. Это значительно увеличивает стоимость топлива из-за высоких транспортных расходов и недостаточно развитой инфраструктуры розничных продаж, сообщает «Российская газета».

На Дальнем Востоке работают всего два крупных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) – Комсомольский и Хабаровский. В 2023 году на их долю пришлось лишь 3 % от общего производства бензина в стране (1,2 млн тонн из 43,9 млн) и 2 % дизеля (2 млн тонн из 88,1 млн). Остальное топливо завозится из других регионов, преимущественно из Сибири.

Логистика как главный фактор

Сергей Фролов, управляющий партнер NEFT Research, отмечает, что основная проблема Дальнего Востока – недостаток собственных нефтеперерабатывающих мощностей. Дефицит бензина в регионе составляет около 2 млн тонн в год, которые приходится завозить из других частей страны. Основной способ доставки – железнодорожный транспорт, что значительно увеличивает стоимость топлива. Даже субсидии на перевозки не решают проблему полностью.

Ситуацию усугубляет географическая удаленность. Сибирские НПЗ, расположенные на юге, экономически выгоднее отправлять топливо на запад или на экспорт, чем на восток. При этом самые высокие цены на топливо наблюдаются в северных регионах ДФО – Якутии, Камчатке, Чукотке и Магаданской области.

Возможные решения

По мнению экспертов, единственным системным решением проблемы может стать строительство нового НПЗ на Дальнем Востоке. Однако, как отмечает Сергей Терешкин, генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET, при текущей доходности нефтепереработки это возможно только при поддержке государства.

Дмитрий Гусев, зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», подчеркивает, что высокая стоимость топлива в ДФО связана с логистическими трудностями. На востоке страны практически отсутствует инфраструктура для транспортировки нефтепродуктов: нет нефтепродуктопроводов, слабо используется речной и автомобильный транспорт. Даже увеличение загрузки существующих НПЗ не решит проблему, так как логистические ограничения останутся.

Альтернативные варианты

Юрий Станкевич предлагает два возможных пути: строительство новых перерабатывающих мощностей или создание мощного трубопровода для поставок топлива от существующих заводов, например, Омского НПЗ. Однако такие проекты требуют значительных инвестиций и времени.

Сергей Терешкин считает, что стандартные меры по развитию конкуренции в топливной рознице на Дальнем Востоке не сработают. Вместо этого он предлагает рассмотреть возможность импорта бензина из Китая, где спрос на топливо снижается из-за электрификации транспорта. Однако и здесь возникают вопросы, связанные с логистикой.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.