Погода преподносит сюрпризы: то снег, то морозы, а то все одновременно. В Сибирь постепенно приходит весна, поэтому автомобилистов волнует вопрос, когда следует менять зимнюю резину на летнюю, как правильно провести шиномонтаж и избежать штрафов. «ФедералПресс» подготовил гайд по обращению с покрышками.
Когда надо ехать на шиномонтаж
Процедура замены шин не сложная, но требует времени. По мнению экспертов, начинать заниматься колесами следует, когда столбик термометра достигнет отметки +7 градусов. Если переобуться раньше, летняя резина будет менее эластичная и сцепление станет хуже даже на сухом асфальте.
Однако затягивать и уже тем более игнорировать замену шин автомобилисту тоже не стоит, поскольку езда на зимней резине летом запрещена и есть риск получить штраф. Кроме того, эксплуатация зимней резины, особенно с шипами противоскольжения, в теплое время небезопасна и приводит к преждевременному износу покрышек и дорожного полотна.
Очереди на шиномонтажках – первый звоночек к тому, что пора готовиться к весне, не только по календарю, но и по погоде. Работники отрасли, производители, продавцы и мастера в этот период, как говорится, делают кассу. При этом специалисты рекомендуют не спешить со сменой шин и подождать, пока не придет стабильно теплая погода.
Наибольшей популярностью пользуются покрышки под диск диаметром 16 дюймов, R15 и R14. В 2025 году, как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе «Яндекс Маркета», в топ-3 брендов по популярности среди покупателей вошли Pirelli, Cordiant и Yokohama. Однако многие автомобилисты вынуждены выбирать бюджетные предложения, из-за этого активизировался рынок подержанной резины.
Проверка состояние шин
Перед тем как менять зимнюю резину на летнюю, следует проверить покрышки на предмет отсутствия повреждений в виде грыж и растеканий, а также порезов и посторонних предметов в протекторе. При этом особое внимание необходимо уделять шинам, которые были выпущены более пяти лет назад. По достижению десятилетнего срока с момента выпуска шины должны быть заменены на новые.
Если следовать букве закона, то остаточная высота протектора летних шин не должна быть менее 1,6 миллиметра, но это предельный износ. По словам автоэкспертов, езда на изношенных шинах чревата непредсказуемой потерей сцепления, особенно из-за аквапланирования во время дождя.
Кроме того, следует учитывать рекомендации производителя авто относительно размера шин. Если поставить не подходящие по размеру покрышки, это повлияет на управляемость автомобилем и точность показаний спидометра. Шины также могут просто не встать на посадочные места или начать задевать кузов и подвеску. В большинстве странах действуют законы, которые регламентируют использование зимних шин. К примеру, в России зимняя резина обязательна с 1 декабря по 1 марта, но все зависит от погоды, и этот срок может быть продлен или сокращен.
Давление и маркировка шин
Действовать при накачке колес следует так же, как и при выборе размера резины. Компании, производящие автомобили, устанавливают рекомендованное давление в шинах, при этом нормы для колес разного размера на одном авто могут различаться. К примеру, чем больше в машине людей и багажа – тем сильнее необходимо накачивать покрышки.
Обычно текст с рекомендациями производителя по давлению расположен на средней стойке кузова или на лючке бензобака. В машинах без датчиков проверять давление в шинах нужно не реже двух раз в месяц и на остывших колесах.
Не стоит забывать и о маркировке. Так, в обозначениях типа 195/65 R16 82T содержатся сведения о диаметре обода шины (16 дюймов), ширине (195 мм) и высоте протектора (65 % от 195 мм составляет 127 мм – отношение высоты профиля к ширине в процентах). Буквой обозначается тип шины, например, R – это радиальная. Значение цифры с буквой в конце – это шифровка индекса максимальной нагрузки и максимально допустимой скорости (здесь – 475 кг на колесо и 190 км/ч).
Резину для автомобилей повышенной проходимости обычно маркируют буквами SUV. Такие покрышки более жесткие и выдерживают нагрузки в условиях бездорожья. У этих шин индекс нагрузки должен быть не меньше 100 (по 800 кг на колесо).
Запись на шиномонтаж
С приходом теплых дней на шиномонтажках не протолкнуться, при этом большинство мастеров работают по предварительной записи. Чем раньше вы забронируете дату и время – тем больше шансов не провести часы в ожидании освободившегося мастера. Важно помнить, что есть и мобильные мастерские, выезжающие на смену резины, но это стоит намного дороже. Однако даже в теплое время можно найти менее загруженные шиномонтажки.
Что следует предпринять, чтобы избежать огромных очередей
- Выбрать шиномонтаж вдали от оживленных магистралей: в мастерских обычно выстраивается километровая очередь, хотя неподалеку могут находиться конкуренты, которые выбрали менее проходное место.
- Обзвонить автомастерстерские: в часы пик многим из них будет не до разговоров по телефону, однако так можно найти наименее загруженные пункты.
- Записаться заранее: у некоторых шинных сервисов предусмотрено обслуживание по записи, что позволит избежать живой очереди.
- Использовать полный комплект запасных колес: это позволит самостоятельно поменять «зиму» на «лето» за считанные минуты в любом дворе.
- Учитывать мнение профессионал.
- Профессиональные автогонщики и мастера экстремального вождения настоятельно рекомендуют следить за погодой и менять резину не тогда, когда ударили первые морозы, а когда столбик термометра ниже +5 градусов.
«Можно попасть в такую ситуацию, что вечером температура воздуха упала и на дорогах образовался лед. Вот и приходится водителям думать, как добраться до дома. Я бы посоветовал своевременно реагировать на погоду. Кроме того, важно первое время с приходом холодов снизить скорость движения, чтобы не попасть в ДТП», – считает тренер по контраварийной подготовке Тарас Шатов.
Рекомендуем также почитать материал «ФедералПресс» о том, как водителю вести себя на дороге во время гололеда.
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская, Светлана Возмилова, Татьяна Буторина