Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Приморцы кинулись защищать учителей, которые бьют детей: почему сложилась такая ситуация

Школа
В последнее время в крае участились серьезные конфликты между педагогами и школьниками

В последнее время в Приморском крае участились конфликты между учителями и школьниками, причем дело часто доходит до рукоприкладства, что доводит затем до увольнений и уголовных дел. Часть общества винит во всем учителей, часть – жалеет педагогов и осуждает родителей, которые должным образом не воспитали детей. Что происходит в системе школьного образования в Приморье, кто прав, а кто виноват – в материале «ФедералПресс».

Три уголовных дела за месяц

В поселке Тавричанка учительница начальных классов полтора года жестоко обращалась с детьми: кричала на них, рвала тетради и связывала руки скотчем в качестве наказания. Несмотря на жалобы родителей, руководство школы никак не реагировало. В итоге две школьницы получили психологические травмы, их родители были вынуждены обратиться за помощью. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ход расследования находится на контроле главы СК РФ. Директора школы, где произошел инцидент, сняли с должности.

В Дальнереченске учитель ударил указкой восьмиклассника по спине. Фото ссадин и видео, где учитель угрожает ученикам указкой в спортзале, быстро распространились в соцсетях. Инцидент произошел после того, как школьники заблокировали педагогу доступ в спортзал. После проверки прокуратуры мужчину уволили, а в отношении его возбудили уголовное дело.

В поселке Новошахтинский учительница подняла руку на шестиклассника за нарушение дисциплины. Инцидент сняли на видео одноклассники. Мальчик хулиганил на уроке, и женщина ударила его по голове, назвав «самой натуральной скотиной». В отношении учителя проведена служебная проверка, позже возбуждено уголовное дело по той же статье – о ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником, соединенном с жестоким обращением.

Все эти инциденты произошли менее чем за один месяц, став причиной бурных обсуждений школьного образования в Приморье, воспитательных методов в семье и школах, снижении авторитета педагогов и попустительском отношении родителей к детям.

Бить можно и нужно?

В обсуждениях вышеперечисленных инцидентов общество разделилось на несколько лагерей. Одни, являясь приверженцами постулата «раньше было лучше», считают, что у учителя есть право применять телесные наказания. При этом раньше дети не жаловались, не были «изнеженными», а если даже говорили об этом родителям, то те не возмущались – раз получил, значит, было за что. Комментаторы считают, что в отдельных случаях «легкий шлепок» может быть оправдан, так как помогает донести до ребенка важные вещи. Они поясняют, что иногда дети не воспринимают слова, а небольшое силовое воздействие помогает лучше усвоить информацию.

«Застал еще начальную школу СССР. В первом классе нормально, а во втором учитель уже мог и указкой дать по рукам или за ухо взять и выволочь за дверь. А в пятом классе о некоторых учеников указки ломались пополам! И считаю это правильным. Мало того, что сам не учишься, еще и другим учиться мешаешь!»

«Один пацан у нас любил жвачку жевать на уроках. Учитель предупреждала много раз. Потом говорит, если будешь продолжать жевать жвачку, я тебе ее в волосы залеплю! В итоге так и сделала! Подошла к нему, подставляет ладошку и говорит: плюй сюда жвачку! Он выплюнул, и она ему ее в волосы залепила еще и размазала там, вкатала».

«Сначала в*** [бесятся] на уроках, потом соплями разбрасываются на всю округу и плачут. Если получил – значит, было за что! Раньше учителей боялись и вели себя на уроках как мышки тихо. А если шумишь и мешаешь вести урок, то за шкирку и за дверь, и родителей в школу. Получил от учителя, еще и от родителей дома лещей и ремня! А сейчас губастые мамочки терроризируют учителей!

«Учителей затюкали, быдловатые школьники и их родители совсем оборзели. Раньше нормальное дело – учитель мог подзатыльник отвесить, и образование было качественное, сейчас каждого надо в ж.пу целовать».

«Поколение чмырей растет, для нас учитель был святой, указки ломали и швабры о наши спины, и мы боялись рассказывать об этом, потому что еще бы получили от родителей».

«Была четко выстроенная воспитательная система с самого детского сада и до самой пенсии! С первого класса октябренок, затем пионер, комсомолец, партия. Дети, сорвавшие урок писали объяснительные! Было общественное порицание! Собирали собрания и коллективно воспитывали».

Также звучат мнения о необходимости ужесточения ответственности родителей. Некоторые считают, что проблемных учеников следует отчислять, а родителей обязывать оплачивать домашнее обучение. По их словам, это заставит родителей более ответственно подходить к воспитанию своих детей.

Озвучено и противоположное мнение: если у учителя не получается наладить контакт с детьми и держать себя в руках в моменты их непослушания, то ему следует как минимум сменить место работы, а лучше – обратиться к психологу.

«Почему-то у одних учителей те же самые дети нормально себя ведут, учат предметы, а у других тот же класс хулиганит и ничего не делает. Наверное, в учителе проблемы? Бить детей нельзя, оскорблять детей нельзя. Я не понимаю, почему до сих пор считается иначе в нашей стране. Надо любить детей и свой предмет, заражать детей интересом, а не орать на них».

Что касается поведения школьников, то тут тоже многое зависит от учителя: если он ведет себя «скотски», то и уважать и слушать его дети не будут.

«Учитель неуравновешенный, ведет себя по-скотски по отношению к детям – вот дети и не считают нужным его уважать. Все просто. Бить детей нельзя, это не поможет, даже если делать. Уважения силой и оскорблениями не получить. Только взаимным уважением к детям!»

Нехватка учителей

После такой волны громких скандалов и увольнений педагогов вплоть до директора школы жители Приморья переживают, что скоро детей попросту некому будет учить. Особенно много таких мнений было озвучено после того, как стало известно, что уволенный физрук вел уроки ОБЖ, физкультуру, потом еще и физику из-за нехватки кадров. Помимо этого, на него были возложены обязанности по курированию юнармейского отряда и патриотического воспитания.

По информации на ноябрь 2024 года, в среднем по Приморскому краю дефицита педагогических кадров не наблюдалось, однако отмечали нехватку учителей по таким предметам, как математика, литература, физика, информатика, биология, химия, английский язык, а также в начальных классах. В общероссийском профсоюзе образования отметили, что многие учителя уходят из-за большой нагрузки и небольшой зарплаты. Минобр края решает проблему нехватки педагогов, в частности, путем перераспределения педагогов из начальной школы на 5–6-е классы.

«Родители и школа не должны быть по разные стороны баррикад»

Уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова разъяснила, какая ответственность в рамках школьного обучения лежит на родителях, а какая – на педагогах. Она подчеркнула, что то, как дети себя ведут в школе, на улице, в магазине, в целом в обществе – это результат воспитания, результат усилий и отношения к своим обязанностям взрослых. Простыми словами, родители отвечают за воспитание ребенка в семье, а детский сад и школа – за его воспитание в социуме. Без понимания границ допустимого и недопустимого, по ее словам, полноценное развитие ребенка невозможно. Если родители не справляются с обязанностями по воспитанию, они вправе обратиться за рекомендациями в ту образовательную организацию, которую посещает ребенок.

«Законодательство Российской Федерации определяет ответственных за воспитание детей: родители и образовательная организация, которую посещает ребенок. Это значит, что неудовлетворительное поведение несовершеннолетнего – это неудовлетворительное воспитание со стороны семьи и школы. И родители, и школа должны воспитывать ребенка вместе и не должны находиться по разные стороны баррикад, обвиняя друг друга. Однако в настоящее время происходит перекладывание ответственности с обеих сторон. Именно это нежелание и неготовность действовать вместе, принять на себя ответственность за воспитание отдельно взятого ребенка и приводит к ошибкам с обеих сторон», – сказала Ольга Романова.

При этом детский омбудсмен подчеркнула, что методы воспитания, сопряженные с жестоким обращением к ребенку, недопустимы. Во всех случаях, когда правоохранительными органами были возбуждены уголовные производства, фигурирует видеозапись недопустимых действий педагога. Срывы учителей она объяснила эмоциональным выгоранием, профессиональной некомпетентностью, безнаказанностью за ранее совершенные подобные действия.

«Не должно быть в обществе двоякой оценки подобных действий, поскольку это уголовно наказуемое деяния, это преступление. Оправдывать или не оправдывать подобные действия со стороны совершеннолетнего, профессионально подготовленного к этой работе, – решать суду. Огромное количество подобных фактов остаются без расследования, без наказания и становятся обыденными. Наверное, поэтому самыми яростными противниками установки видеокамер в классах становятся сами педагоги», – отметила омбудсмен.

Ольга Романова порекомендовала родителям школьников внимательно перечитать законы и локальные правовые акты образовательной организации. В частности, следует тщательно изучить «Правила поведения обучающихся» и требовать от своего ребенка их неукоснительного исполнения.

Директорам школ, педагогам, особенно классным руководителям, она посоветовала еще раз внимательно перечитать свои функциональные и должностные обязанности, в том числе кодекс профессиональной этики педработника. Романова подчеркнула, что педагоги должны знать, как действовать и какие инструменты применять в случае, если поведение одного обучающегося становится помехой для полноценного образовательного процесса всех остальных.

«Поверьте, методы физического воздействия в этих документах не предусмотрены», – подытожила уполномоченный по правам ребенка.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.