Ежегодно 9 апреля православные верующие чтят память святой мученицы Матрены Солунской, жившей в III–IV веках в греческом городе Фессалоники (Салоники). В народной традиции этот день получил два необычных названия – Настовица и Полурепица. «ФедералПресс» расскажет, как появились эти прозвища и почему к святой обращались ткачихи и хозяйки.
История святой Матрены Солунской
Святая Матрена родилась и жила в Салониках в период жестоких гонений на христиан. Судьба ее оказалась тяжелой – девушка была рабыней в доме богатой иудейки по имени Павтила. Хозяйка всеми силами стремилась заставить Матрену отречься от христианства, однако та оставалась верна своей вере и втайне продолжала посещать храмы.
Когда Павтила обнаружила, что ее рабыня, несмотря на запреты, посещает церковь, она пришла в ярость. За верность Христу Матрена была жестоко избита палками и заключена в темную кладовую, где в мучениях скончалась. Однако даже после смерти гонительница не успокоилась – по ее приказу тело святой сбросили с городской стены. Но, как отмечают церковные источники, возмездие настигло Павтилу быстро – на том же месте она сама оступилась, упала вниз и разбилась насмерть.
Настовица: расшифровка значения
Особую любовь и почитание святая Матрена получила на Руси. Здесь ее прозвали Настовицей – по аналогии с природным явлением, которое наблюдали именно в это время года. После весенних оттепелей и ночных заморозков поверхность оставшегося снега покрывалась твердым настом – плотной коркой, по которой можно было ходить не проваливаясь. Такой наст особенно радовал крестьянских женщин – хозяйки выносили на этот крепкий снежный покров холсты для отбеливания, используя природную чистоту снега и яркое солнце.
Слово «настовица» встречалось и в обозначении птицы – так называли чибисов, которые как раз к этому времени возвращались из теплых краев. Появление чибиса считалось добрым знаком и символом настоящей весны.
Полурепица: как крестьяне делили продуктовые запасы
В некоторых российских регионах 9 апреля день называли Полурепицей. Название связано с важной крестьянской традицией: к этому сроку хозяйки начинали ревизию погребов и амбаров, деля оставшиеся овощные запасы на две части. Лучшую репу откладывали для посева на семена, а из оставшейся готовили простые блюда.
Репа на Руси была одним из основных овощей. Из нее варили похлебки, запекали в печи, делали пюре, фаршировали, парили или добавляли в каши. Репа считалась незаменимой в крестьянском рационе, что даже закрепилось в пословице: «Проще пареной репы».
В этот день к святой Матрене обращались с молитвами не только за здоровье и благополучие, но и с просьбой о хорошем урожае репы и других корнеплодов. А ткачихи и рукодельницы просили у Настовицы благословения на ремесла и успешную работу.
Народные приметы и поверья на Матрену Солунскую
- «К Матрене реки вздуваются и поднимаются» – началось активное таяние снега, половодье. По прозрачному насту, крепкому утреннему морозцу и ночным заморозкам судили о сроках весеннего паводка.
- «Чибис прилетел – воду на хвосте принес» или «Если чибис кричит с вечера – завтра будет ясно». Если птица летела низко над землей, это предвещало продолжительные сухие дни.
- «Щука лед хвостом разбивает» – рыба начинает активное движение, расшатывая и разрушая оставшиеся ледяные покровы.
- «Вешний лед – что чужой порог, ненадежен» – лед считался опасным для передвижения.
Запреты в день Матрены Настовицы
- Женщины старались избегать тяжелого физического труда, особенно связанных с переносом тяжестей. Бытововало мнение, что это может навлечь болезни на спину или руки.
- Запрещалось жаловаться на нехватку еды или плохой урожай. Такие слова могли обидеть святую покровительницу и спровоцировать голодный год.
Ранее рассказали про святого Гавриила Благовеста. Объяснили, почему женщины прекращали работать с пряжей.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина