Российский авторынок продолжает стагнировать: спрос на новые автомобили снижается, а объемы автокредитования за год упали более чем на 50 % в денежном выражении. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». Основные причины – высокая ключевая ставка ЦБ и резкий рост цен на китайские автомобили, которые ранее считались более доступной альтернативой. Дилеры пытаются стимулировать спрос с помощью программ лояльности, но пока ситуация остается сложной. Что происходит на российском авторынке, рассказывает «ФедералПресс».
Небольшой рост в марте
В марте 2025 года выдача автокредитов увеличилась на 15 % по сравнению с февралем, однако зимние месяцы оказались провальными для рынка. Как отмечает председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Алексей Калицев, спад затронул все регионы, включая Северо-Западный федеральный округ. Помимо высокой ставки ЦБ, негативное влияние оказали утилизационный сбор и изменения в налоговом законодательстве.
«Скорее всего, сокращение продаж продолжится в ближайшие месяцы. Возможна стабилизация во втором полугодии за счет господдержки», – прогнозирует эксперт.
Регионы-лидеры по спаду автокредитования
Наибольшее падение объемов кредитования зафиксировано в:
- Ростовской области (–17,6 %),
- Калининградской области (–16 %),
- Ставропольском крае (–14,5 %).
Как дилеры пытаются стимулировать спрос
При продаже новых автомобилей у дилеров остается пространство для маневра: производители и автосалоны субсидируют процентные ставки, а на электромобили действуют дополнительные госпрограммы. Благодаря этому спад в сегменте новых машин не такой резкий, как на рынке подержанных авто.
«Сейчас выгоднее купить новую машину с гарантией, чем подержанную, которая дешевле всего на 200–300 тысяч рублей–, – отмечают эксперты.
Покупатели в замешательстве: кредит или депозит
Во многих российских регионах авторынок переживает «похолодание».
«Многие клиенты не могут определиться: взять автокредит или положить деньги на депозит под высокий процент. Чтобы удержать покупателей, дилеры предлагают рассрочку на 1–7 лет с первоначальным взносом около 40 %», – поясняет Александр Поповкин, руководитель отдела продаж одного из автосалонов.
Китайские авто теряют доверие
Еще одна проблема – скептическое отношение россиян к китайским маркам. Несмотря на наплыв новых моделей, многие покупатели сомневаются в их надежности.
«Китайские автомобили часто вызывают вопросы по качеству, их сложно ремонтировать, а запчасти поставляются с задержками. Иногда дилеры предпочитают заменить машину, а не чинить ее», – говорит директор сервисного центра Артем Прокошин.
Что ждет рынок
Эксперты не прогнозируют быстрого восстановления спроса. Покупателям остается ждать снижения ключевой ставки ЦБ и новых мер господдержки. Пока же авторынок остается зоной повышенного риска как для дилеров, так и для клиентов.
Напомним, ранее стало известно, что популярный южнокорейский бренд Kia возвращается в Россию. Первые автомобили поступят уже в 2025 году.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин