Второй раунд переговоров между Россией и Украиной завершился в Стамбуле без прорыва, но и без провала. Обе стороны сделали шаги в гуманитарной сфере, однако же политические разногласия остаются глубокими. Эксперты оценивают итоги встречи как важный, но лишь предварительный этап большого дипломатического пути. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Второй раунд: итоги
2 июня 2025 года во дворце Чираган в Стамбуле прошел второй раунд прямых переговоров между делегациями России и Украины. С российской стороны переговоры возглавлял помощник президента Владимир Мединский, с украинской – министр обороны Рустем Умеров. Встреча длилась чуть более часа, и хотя конкретных договоренностей о следующей встрече достигнуто не было, участники расценили переговоры как «не негативные».
Главным итогом стало согласование крупнейшего за три года обмена пленными – не менее 1000 человек, включая тяжелораненых и бойцов до 25 лет, по формуле «всех на всех». Россия также предложила передать Украине тела 6000 украинских военнослужащих, идентифицированных с помощью ДНК-тестов. Стороны обсудили вопрос возвращения детей: Киев передал список из 339 детей, которых Украина считает незаконно удерживаемыми, Москва настаивает, что это спасенные и вывезенные из зоны боевых действий дети. Уже возвращены 101 ребенок с российской стороны и 22 — с украинской.
Россия предложила двух-трехдневное прекращение огня на отдельных участках фронта для сбора тел погибших, украинская делегация обещала проработать эту инициативу. При этом фундаментальные разногласия остались: Россия требует нейтрального и безъядерного статуса Украины, Украина настаивает на праве вступления в НАТО и ЕС и не признает российских территориальных притязаний.
Не провал, но и не успех
Политологи, опрошенные «ФедералПресс», по-разному оценивают итоги второго раунда переговоров, но едины в одном: серьезного прорыва пока нет.
Эксперт КГ «Полилог», политолог Александр Хазариди, считает, что переговоры зашли в тупик: «Во многом из-за позиции украинской делегации, которая упорно выдвигает требования, сильно противоречащие позиции России. Скорее всего, какой-то результат работы делегаций будет исключительно в гуманитарном ключе – обмен пленными, помощь детям». По мнению Хазариди, Киев пытался дестабилизировать переговорный процесс атаками дронов по российским регионам и нереалистичными требованиями. Эксперт убежден – переговоры вступили в затяжную фазу.
«Быстрых результатов в обозримом будущем ждать не стоит, так как украинская сторона не стремится решать первопричины разногласий», – заключает он.
Политолог Александр Асафов видит ситуацию иначе. Он сказал «ФедералПресс», что наблюдает серьезную динамику процесса: «Ориентироваться нужно не на медийные заявления представителей киевского режима, среди которых много абсурдных заявлений, а на слова российской делегации. С нашей стороны идет содержательная конкретика». Он подчеркивает, что Россия демонстрирует готовность к соглашению, предлагает дополнительные шаги по гуманитарной части, несмотря на террористические атаки на российские регионы.
«Россия готова продвигаться к достижению соглашения, идя навстречу и даже предлагая дополнительные шаги по гуманитарной составляющей переговоров», – заключает Асафов.
Андрей Суздальцев также отмечает позитив в том, что обсуждаются гуманитарные вопросы, но подчеркивает: политическая часть остается сложной. «Позитивно, что украинская сторона получила наш меморандум. Главное, что коммуникация работает, пусть и с проблемами. Украинцы ищут варианты, как нас победить – если не на поле боя, то с помощью союзников, терактов, диверсий. Но наша твердая позиция основывается на силе и мощи армии», – говорит эксперт.
Таким образом, политологи соглашаются: переговоры не завершились провалом, но путь до политического компромисса еще очень долгий.
Хронология переговорного трека
Переговорный процесс по конфликту на Украине активизировался в 2025 году, после вступления в должность президента США Дональда Трампа. Уже 12 февраля Трамп провел телефонный разговор с Владимиром Путиным, обсудив украинский вопрос и согласовав создание специальной переговорной группы. 18 февраля в Эр-Рияде прошли переговоры Сергея Лаврова и госсекретаря США Марко Рубио, где вырабатывался базовый план деэскалации. Несмотря на отсутствие украинских представителей, встреча стала основой дальнейших шагов.
28 февраля Владимир Зеленский посетил Белый дом, чтобы закрепить участие Киева в процессе, но визит обострил отношения Украины и США из-за разногласий по экономике. Тем не менее 11 марта в Джидде делегации двух стран договорились о военной помощи и обмене разведданными.
16 мая в Стамбуле прошли первые за три года прямые переговоры между Россией и Украиной. Стороны согласовали масштабный обмен пленными по формуле «1000 на 1000» и договорились передать друг другу меморандумы с видением урегулирования. Это событие стало прологом ко второму раунду.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Переговоры по урегулированию конфликта на Украине