Hyundai нашел способ возобновить поставки автокомплектующих в Россию, несмотря на санкции. Компоненты будут доставляться через Китай и Казахстан по многоступенчатой схеме, что позволит корейскому автогиганту минимизировать риски. Эксперты подтверждают: такой маршрут не только снижает давление санкций, но и остается логистически выгодным.
Положение бренда на российском авторынке
Производственная история Hyundai в России началась с запуска завода в Санкт-Петербурге, который официально открылся в сентябре 2010 года, а серийный выпуск автомобилей начался в начале 2011 года. Первыми моделями на конвейере стали Hyundai Solaris и Kia Rio, позже к ним добавился кроссовер Hyundai Creta.
До приостановки деятельности в 2022 году автомобили корейского концерна занимали лидирующие позиции на российском рынке. Согласно статистике АЕБ, в 2021 году в России было продано 205,8 тысячи автомобилей Kia и 171,8 тысячи Hyundai и Genesis, что примерно соответствовало показателям предыдущего года.
После остановки производства завод перешел под контроль российской компании «АГР», которая в 2024 году возобновила выпуск автомобилей под собственным брендом Solaris. Сейчас предприятие производит кроссоверы Solaris HC, седаны HS и KRS, а также хетчбэки KRX. В марте 2025 года компания отчиталась о выпуске 30-тысячного автомобиля – хетчбэка Solaris KRX.
На фоне возобновившегося диалога между Россией и США Hyundai Motor Group, владеющая брендами Hyundai, Genesis и Kia, начала изучать возможности возвращения на российский рынок.
Новая логистика
Южнокорейский автоконцерн планирует организовать поставки автокомплектов для российского производства по сложной логистической схеме. Согласно информации, полученной «Газетой.Ru» от информированного источника, компоненты сначала будут направляться на дочернее предприятие Hyundai в Китае, затем через Казахстан по территории Евразийского экономического союза поступят в Россию.
Как пояснил источник издания, такая схема позволяет использовать китайское подразделение компании в качестве транзитного узла. Это решение особенно актуально на фоне не самых успешных показателей бизнеса Hyundai в Китае, что делает целесообразным использование местных мощностей для работы с российским направлением.
Эксперты отмечают, что подобная многоступенчатая схема поставок помогает минимизировать возможные санкционные риски, сохраняя при этом экономическую целесообразность операций. Особое значение имеет участие Казахстана как страны-участницы ЕАЭС, что упрощает таможенные процедуры при пересечении границ.
Прогнозы эксперта
Для Hyundai российский рынок был стратегически важным, и схема поставок через Китай и Казахстан выглядит разумной, считает автоэксперт Олег Мосеев. По его словам, такой маршрут минимизирует санкционные риски, хотя точную стоимость перевозок пока оценить сложно – комплектующие могут поступать как из Южной Кореи, так и с китайских заводов Hyundai. Эксперт отмечает, что новый логистический вариант вряд ли окажется значительно дороже прежнего морского пути.
«Желание автомобильных брендов, включая Hyundai, вернуться в Россию связано с тем, что у них ужесточается конкуренция с китайскими автокомпаниями и в самом Китае, и в Азии, и даже в Европе, где доля китайских машин растет. Россия относится к крупным рынкам, продажи Hyundai-Kia в России составляли 9 % от их мировых продаж, и это очень много», – подчеркивает Мосеев.
Он добавил, что азиатские автоконцерны из Южной Кореи и Японии, в отличие от западных конкурентов, могут относительно беспрепятственно возобновить работу в России – санкционное давление на них минимально, а политическая риторика более сдержанна. Это создает предпосылки для борьбы за долю рынка с китайскими производителями.
Обратная сторона медали
«Прямые поставки комплектующих из Южной Кореи в Россию сопряжены с репутационными и юридическими рисками на фоне сохраняющегося санкционного давления», – считает автомаркетолог Татьяна Акимова.
Эксперт пояснила, что схема с участием китайской дочерней компании и транзитом через Казахстан позволяет формально соблюсти требования, используя статус этих стран, не поддерживающих санкции, и преимущества ЕАЭС в таможенной сфере.Акимова описала этот механизм как создание своеобразного «коридора очистки», где комплектующие условно теряют прямое отношение к материнской компании перед попаданием в Россию.
Однако она предупредила о потенциальных сложностях, включая политическую нестабильность в Казахстане, возможный ущерб репутации и проблемы с контролем качества продукции при такой схеме поставок.
Как отметила Акимова, перед Hyundai стоит непростая дилемма: с одной стороны – сохранившиеся у российских покупателей ожидания доступных цен, с другой – объективные сложности с возобновлением полномасштабного производства. Эксперт подчеркнула, что ввоз готовых автомобилей сделает их значительно дороже из-за действующих утилизационных сборов.
Ранее «ФедералПресс» писал, что японские и корейские автогиганты Kia, Hyundai и Toyota постепенно возвращаются на российский рынок – пока через «серые» схемы, но с сохранением официальных гарантий. К примеру, KIA намерена возобновить продажи в России с 2026 года, автомобили планируют ввозить из Китая и Казахстана. Машины бренда Toyota поступают из разных стран в зависимости от их комплектаций.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин