Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Ковер» накрыл Россию: как путешествовать по стране в условиях ограничений

Аэропорт
Россияне вынуждены ждать в аэропортах вылета из-за ограничений

Ограничения, которые вводятся в аэропортах, могут серьезно изменить планы россиян – зачастую жителям страны приходится несколько суток ждать отмены запретов, следить за обновлениями расписания и подолгу проводить время в терминалах. Эта неопределенность вынуждает искать альтернативные маршруты и средства передвижения, чтобы не зависеть от форс-мажоров. Как путешествовать по России в условиях ограничений, читайте в материале «ФедералПресс».

Что такое режим «Ковер»

Режим «Ковер» – это временное ограничение на использование воздушного пространства над аэропортом и прилегающими территориями, вводимое в случае угроз безопасности. Чаще всего такие меры связаны с атаками беспилотников. Во время действия режима «Ковер» взлеты и посадки полностью приостанавливаются, а самолеты, находящиеся в воздухе, перенаправляются на запасные аэродромы или покидают зону.

Режиму «Ковер» предшествует сигнал «Режим» – его подают органы противовоздушной обороны после обнаружения объекта, который нарушил воздушное пространство над аэропортом. Продолжительность ограничений заранее неизвестна и зависит от оперативности устранения угрозы.

Сколько раз вводился режим «Ковер»

Согласно данным Росавиации, с 28 июня по 28 июля план «Ковер» вводился в российских аэропортах 114 раз. Наибольшее количество ограничений достигло 18 – были введены в аэропортах Москвы (Шереметьево – 4, Домодедово – 5, Внуково – 3, Жуковский – 5), Калуги (15), Саратова (7), Санкт-Петербурга (5), Нижнего Новгорода (7) Ижевска, Ульяновска, Нижнекамска (по 4), Казани, Самары, Ярославля, Тамбова, Перми, Волгограда, Грозного, Сочи (по 3).

Аэропорты Кирова, Пскова и Владикавказа упоминаются по два раза, а авиагавани Ставрополя, Минеральных Вод, Нальчика, Магаса, Астрахани, Пензы, Саранска, Элисты, Иваново и Мурманска – по одному.

Максимум ограничений вводился 5 июля – в 13 аэропортах, а минимум – в одном, 24 и 30 июня. Пик активности воздушной угрозы приходился в период с 4 по 5 июля и с 18 по 21 июля, особенно вокруг Москвы, Калуги и Нижнего Новгорода. Аэропорт в Калуге упоминался почти каждый день с 7 по 23 июля. Активность на юге России была отмечена 25–26 июля, под ограничения попали аэропорты в Грозном, Владикавказе и Сочи.

Как путешествовать по России в условиях ограничений

Аэропорты Юга России значительно меньше попадают под ограничения, чем в Москве, Калуге и Санкт-Петербурге, поэтому жителям ЦФО при планировании путешествий стоит рассматривать их как альтернативу. Так, исходя из данных Росавиации за последний месяцы аэропорты ЦФО подвергались ограничениям в примерно 3,5 раза чаще, чем аэропорты юга России (45 против 13), несмотря на сопоставимое количество аэропортов в регионах. В ЦФО ограничения были введены в 37,72 % случаев, тогда как в Южном федеральном округе – только в 11,40 % случаев.

Так, семья Смирновых из Воронежа предпочла использовать аэропорт Сочи, а не московский аэроузел для заграничной поездки.

«Знаете, когда у нас планировалась поездка в Стамбул, мы сначала думали лететь через Москву, а потом стали появляться все эти новости про дроны и прочее. Ну и передумали», – рассказывает изданию Мария Смирнова.

Семья решила отправиться в турецкую столицу через аэропорт Сочи. По словам женщины, так вышло и быстрее, и надежнее.

«В Сочи вроде бы тоже долетали дроны, но гораздо реже. А так и лететь было меньше: вместо пяти часов – три, и ехать нам примерно одинаково было что до Москвы, что до Сочи, может быть, несколько дольше. В Сочи хорошо развита транспортная инфраструктура, так что от вокзала до аэропорта мы добрались быстро, и в целом, путешествие было очень комфортным», – рассказала Смирнова.

Тревел-блогер Анна Швадченко рекомендует в очередной отпуск отправить в путешествие по Центральной России.

«В Центральной России все компактно, можно быстро и удобно перемещаться и без самолетов. Сейчас становятся популярными железнодорожные круизы: ночью спишь в поезде, утром тебя привозят в центр города на вокзал, ты там гуляешь, а вечером снова продолжаешь путь. К тому же, большинство вокзалов расположено в центре города, а до аэропорта и от него еще нужно добраться – спорный момент для путешественника», – рассказывает собеседница «ФедералПресс».

Действительно, в России хорошо развито железнодорожное сообщение, поэтому поезд – отличная альтернатива самолету, если у вас есть время. Автобусные маршруты в России дополняют железнодорожные. В местах, где железнодорожного сообщения нет, автобус или личный автомобиль – единственный вариант путешествия.

Мнение экспертов

Компенсации невелики

Эксперт комитета Государственной думы по транспорту, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров напоминает, что сейчас многие авиакомпании практикуют уведомления и заранее рассылают сообщения, если рейс задерживается на длительное время.

«Если вы уже в аэропорту, то нужно следить за информацией и понимать, что авиакомпания должна нести определенные обязательства в случае задержки рейса», – отмечает он.

Гусаров подчеркивает, что в случае задержки рейса на два часа пассажиры должны получать напитки, через четыре часа – еду, а при задержке более шести часов в ночное время – гостиницу.

«Однако, если происходят массовые отмены, то обеспечить всех пассажиров может быть сложно, и здесь нужно быть снисходительными к ситуации», – добавляет он.

Эксперт также указывает на то, что компенсации за задержки рейсов, как правило, невелики.

«Если задержка длительная, то компенсации могут покрыть лишь небольшие расходы, такие как еда и напитки. Важно понимать, что если это чартерный рейс, то ответственность лежит на туроператоре», – добавил собеседник «ФедералПресс».

Обстоятельства непреодолимой силы

Юрист и правозащитник Матвей Цзен указывает, что согласно общим принципам гражданского права, стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств, если это произошло в силу форс-мажорных обстоятельств.

«К таким обстоятельствам относятся в том числе и решения органов государственной власти», – объясняет он.

Цзен подчеркивает, что в случае введения плана «ковер» авиакомпании не несут ответственности за нарушение обязательств по перевозке пассажиров.

«Хотя есть нормативные акты, регулирующие, что должно быть предоставлено пассажирам в случае задержки, в условиях массовых отмен выполнить эти требования невозможно», – добавляет он.

«Судебные перспективы в таких делах невелики, так как суды, скорее всего, встанут на сторону авиакомпаний», – заключает Цзен.

Сдайте билет

Авиационный эксперт Владимир Карнозов советует в складывающейся обстановке предпочесть другой вид транспорта.

«Очень сложно здесь что-либо сказать, потому что это форс-мажор. Если есть возможность сдать билет побыстрее, то лучше отказаться от поездки, если это предусмотрено правилами авиакомпании», – отмечает он.

Карнозов подчеркивает, что не все авиакомпании принимают возвраты билетов, как это было во время пандемии.

«Вы могли сдать билет, но деньги не возвращали. Создавался специальный фонд, и вы могли использовать эти деньги для покупки нового билета позже», – добавляет он.

Эксперт также указывает на то, что, если вы заплатили деньги за билет, то уже не контролируете их.

«Правила просты: если деньги у авиакомпании, то именно она решает, как с ними поступить. Поэтому, если есть возможность сдать билет и отменить поездку, это единственный разумный выход. С поездами ситуация лучше», – заключает Карнозов.

Фото: ФедералПресс / Наталья Ельцова

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.