Региональные власти решили бороться с чатами в мессенджерах и пабликами в соцсетях, которые предупреждают водителей о постах ДПС. Пример подало правительство Тувы: именно они первыми обратились в Роскомнадзор с требованиями запретить подобные объединения в интернете, но в случае успеха и другие регионы могут объявить войну таким пабликам. Редакция «ФедералПресс» поговорила с администратором одного из первых чатов «ДПС-контроль» в Приморье Яной Деминой, которую многие приморцы знают как Барракуда.
Яна, ты стояла у истоков движения «ДПС-контроль». Расскажи, как и когда оно начало зарождаться, с чего вообще все началось?
— Все началось в 2014 году как обычный чат с друзьями. Так вышло, что одного нашего друга лишили прав, и наша компания решила предупреждать его о том, где стоят экипажи ДПС. В чате было всего 15 человек – наша компания друзей.
Со временем эта задача, сообщать друг другу, где стоят экипажи, затянула. И каждый нас начал при встрече с ДПС следить за ними и писать в чат их местонахождение в реальном времени. Друзья друзей со временем узнавали о нашем чате, просили добавить и их, потом знакомые, а потом и вовсе незнакомые люди. Так мы пришли к тому, чтобы создать правила и новые группы из-за лимитов мессенджеров.
Когда групп стало 7 по 50 человек, мы решили встретиться. Собрались на шашлыки, помню, тогда кто-то утопил машину в речке – было весело. Потом начали чаще собираться кофе пить, потом организовали квесты по городу от ДПС-контроль: ребята на машинах искали пароли, клады и разгадывали загадки. Было весело.
![]()
Как работали ваши чаты? Были дежурные админы или каждый публиковал в чате что хотел?
— Когда чатов стало больше 10, пришлось просить помощи у друзей. Они были админами, следили за порядком. Люди в чатах разные: кто-то мог агрессию проявлять, кто-то обнаженку слал.
Тогда, 10 лет назад, у вас были проблемы с законом, ощущали давление от власти, полиции?
— Во времена истоков ДПС-контроля было жесткое давление от самих ДПС. На меня писали заявления, за мной и участниками шла настоящая охота. Проехать просто не могли!
Я сейчас даже количество заявлений не вспомню – так много их было. В основном их писали за клевету: кто-то нарушил закон или правила, попал на фото или видео и нет, чтобы задуматься о своем поведении, бежали в полицию.
![]()
Со временем чаты переросли в каналы в соцсетях, а сообщения о постах ГИБДД – в новости. Расскажи, как происходила эта трансформация и почему она произошла, как ты думаешь? И как бы ты описала новую миссию пабликов?
— Для передачи информации между группами, мы делали «сводки»: брали общую информацию о том, где сейчас ДТП, ДПС и пробки и рассылали общим списком по всем группам. Иногда приходилось слать видео и фото ДТП. Поэтому проще было загрузить фото происшествия в социальные сети, а в сводку вставить ссылку и рассылать по группам. Так и начали появляться паблики. Плюс там можно было обсудить происшествия, ведь в группах ДПС-контроля общение не по теме запрещено.
Новая миссия ДПСов осталась старой. Группы так и функционируют, паблики уже идут отдельно.
Сегодня паблики ДПС-контроля – это большие новостные сообщества, которые много лет конкурируют с традиционными СМИ. Расскажи, как строится работа?
— Менеджеров у нас нет. Все ведут буквально 2–3 админа. Подписчики присылают материалы, что-то прилетает в чатах, что-то снимаешь сам. Эту информацию и публикуем в паблики.
Сейчас помимо всех стандартных задач, которые мы выполняли многие годы, добавляется ответственность за исполнение всех новых законов, которые так или иначе касаются работы в интернете: все мы учитываем в нашей работе, это проще, чем платить штрафы!
Ранее сообщалось о том, что в России ограничивают звонки в иностранных мессенджерах. О том, зачем это делается, рассказал эксперт.
Фото: предоставлены героем публикации


