В России хотят за пять лет увеличить долю креативных отраслей в экономике страны, но в них особенно остро стоит кадровая проблема. Именно в креативных индустриях ведущую роль играет человеческий фактор, а требования к специалистам постоянно меняется. О том, как Уральский федеральный университет создал целый кластер для подготовки востребованных в креативной экономике выпускников, – в материале «ФедералПресс».
Преимущества гуманитариев
База для подготовки специалистов по креативу была заложена как минимум 50 лет назад, и эта траектория активно развивается в ведущем вуза Урала и сейчас, считает директор Уральского гуманитарного института УрФУ Эльвира Сыманюк. Именно тогда появились научные школы, которые до сих пор дают студентам фундаментальное образование.
«Главное преимущество гуманитариев – это системность мышления. Она позволяет им находить себя в самых разных отраслях, в том числе в профессиях, которые возникают у них на глазах. Например, я, получив специальность искусствоведа, десять лет работала в рекламе и брендинге, а затем снова вернулась в профессию», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» директор департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ Виктория Деменова.
![]()
Эльвира Сыманюк
Еще одно наследие «старой школы», пригодившееся в новых условиях, – подготовка курсовых и дипломных проектов, в которых студент может раскрыть свою индивидуальность. Неважно, изучает ли он искусство Востока или социокультурную историю Уралмаша: ему придется самостоятельно работать с источниками и выдвигать свои гипотезы. Ни один диплом гуманитария, особенно творческих направлений не может быть похож на другой, подчеркивает Виктория Деменова. Индивидуальность и креатив студенты развивают и на различных спецкурсах.
Среди известных уральцев, изучавших искусство в УрФУ и уже сделавших карьеру в современном творческом бизнесе, – куратор международных проектов Алиса Прудникова, бывший исполнительный директор Ural Music Night Наталия Шмелькова, пресс-секретарь STENOGRAFFIA Екатерина Кизюн, основатель кинофестиваля «Ойка» Артем Белоусов, перечисляет Эльвира Сыманюк.
Новые партнеры и проектное обучение
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна является лишь одним из базовых для подготовки креативных кадров – наряду с журфаком и историческим факультетом. Всего в УрФУ девять программ бакалавриата и десять программ магистратуры для будущих креаторов: в их числе реклама, кино, телевидение, медиакоммуникации, туризм, сервис, дизайн и другие.
Особенно уральцев привлекают программы магистратуры в сфере ивент-менеджмента, искусствоведения, музейной работы, кино и телевидения: за новыми знаниями часто приходят специалисты из самых разных отраслей.
![]()
Виктория Деменова
По словам Виктории Деменовой, главное отличие современных департаментов от факультетов «нулевых» или «десятых» – расширение списка партнеров и внедрение проектного обучения. Если раньше задания студенты получали только от культурных институций, то теперь их активно привлекают разные компании: девелоперы, IT-разработчики, производители техники. Например, по заказу одного из застройщиков студенты изучали влияние архитектурного пространства на сенсорное благополучие и удовлетворенность жителей. С 2019 года в УрФУ проходит междисциплинарный хакатон УГИ, участники которого решают реальные кейсы от крупных компаний.
Сейчас у заказчиков востребованы специалисты по управлению проектами в сфере креативной экономики, а также по работе с искусственным интеллектом в различных отраслях – от благоустройства городских пространств до цифрового искусства. В УГИ УрФУ уже задумались над увеличением набора, которое позволит закрыть потребности бизнеса. Не исключается открытие новых образовательных программ по современному искусству, моде или видеоиграм.
Как отмечает Эльвира Сыманюк, любой проект в сфере креативной экономики базируется на гуманитарной идее, появление которой невозможно без глубоких знаний в области истории культуры, социологии, психологии и других дисциплин. С другой стороны, путь от идеи до реализованного проекта требует понимания экономических процессов.
«Решение такой задачи требует междисциплинарного подхода. Опыт создания и успешного применения этой технологии существует в университете. Наш подход позволяет эффективно сочетать достижения сильной гуманитарной школы с творческими компетенциями и экономической целесообразностью», - подвела итог директор УГИ УрФУ.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова; из личного архива Э. Сыманюк и В. Деменовой
Журнал «ФедералПресс»


