Минпромторг России начал формировать единый перечень автомобилей, которые можно будет использовать для работы в такси. Все машины в этом «белом списке» должны будут соответствовать жестким требованиям по локализации производства. Пока же рынок фактически замер: крупные перевозчики и частные водители приостановили закупку нового транспорта, опасаясь приобрести автомобили, которые не попадут в окончательный реестр и не будут допущены к перевозкам.
Будут ли в списке китайские марки
Окончательный перечень машин, допущенных к работе в такси должен быть опубликован до 1 марта 2026 года – даты вступления закона в силу для большинства регионов России. Как сообщил «Парламентской газете» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, документ обещают представить до конца сентября 2025 года.
«От имени НАС мы обратились к вице-премьеру Денису Мантурову с предложением сделать единый список авто и для чиновников, и для такси. Сейчас госслужащие могут покупать не только автомобили, имеющие не меньше 3200 баллов локализации, но и другие марки и модели, по большому счету все, что производят в России. Ждем первые проекты и возможность обсудить их», – отметил он.
В автомобильных сообществах активно обсуждается возможность включения в перечень китайских марок, таких как Haval, BAIC и Kaiyi. Однако эксперты пока не подтверждают эту информацию. В Комитете Госдумы по транспорту также не располагают конкретными данными о моделях и марках, которые войдут в окончательный список.
Таксопарки ждут решения Минпромторга
Для разных регионов установлены различные сроки вступления закона в силу:
- до 1 марта 2028 года – для Калининградской области и Сибирского федерального округа;
- до 1 марта 2030 года – для регионов Дальневосточного федерального округа.
Как отмечает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, перевозчики – основные заинтересованные лица – ожидают от Минпромторга публикации утвержденного перечня автомобилей. По ее словам, в настоящее время обновление автопарков происходит крайне медленно из-за этой неопределенности.
«Следует учитывать, что значительная часть автомобилей в такси приобретается в лизинг. Это означает, что через несколько лет при смене собственника машины будут исключать из реестра такси. Если сегодня парк купит в лизинг автомобили, которые не окажутся в разрешенном списке, то после завершения выплат они не смогут вернуться в реестр», – объяснила Зарипова.
Из-за этой неопределенности многие перевозчики временно прекратили приобретение новых автомобилей. Эксперт заключила, что компании возобновят обновление автопарков сразу после публикации официального перечня разрешенных к использованию локализованных автомобилей.
Какие требования
Для допуска в такси автомобили должны будут соответствовать новым требованиям по локализации. Под этим понятием подразумевается доля производственных процессов, выполненных в России, а также использование отечественных комплектующих. Уровень локализации каждого авто будет оцениваться в баллах.
В мае 2025 года был подписан закон, устанавливающий минимальный порог в 3200 баллов для включения машин в реестр такси. Этот же стандарт уже действует для автомобилей, закупаемых государством.
Минпромторг будет вести и публиковать на своем сайте разрешенный перечень моделей, соответствующих этим требованиям. В него войдут:
- марка и модель автомобиля;
- идентификационный код производителя (WMI).
Важное исключение: все автомобили, уже зарегистрированные в реестре такси до 1 марта 2026 года, сохранят право работать до конца своего срока службы. Это означает, что действующим иномаркам в такси продолжат работать без ограничений.
Фото: ФедералПресс / Вытольский Виктор


