Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Рубль крепчает – растет импорт: россияне массово покупают машины из-за границы

Автомобили
Подержанные иномарки завоевывают российский рынок

Укрепление рубля изменило структуру авторынка: россияне все чаще заказывают автомобили из-за границы, отказываясь от локального предложения. Особый интерес вызывают подержанные иномарки – они становятся разумной альтернативой китайским новинкам. Какие автомобили стали чаще приобретать россияне, рассказывает «ФедералПресс».

Откуда везут автомобили

На российском авторынке продолжается перераспределение спроса: в августе 2025 года поставки новых легковых автомобилей упали сразу на 67 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 29,3 тысячи единиц. В то же время ввоз автомобилей с пробегом, наоборот, вырос на четверть – до 45,6 тысячи штук. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».

Основным направлением импорта новых машин остается Китай, откуда поступает почти 72 % всех автомобилей. Кроме того, увеличивается доля поставок через Кыргызстан, который стал своеобразным транзитным хабом для европейских брендов китайской сборки. Эти автомобили чаще всего оформляются на физических лиц для последующей перепродажи.

«Владельцы оформляют машины на себя, уплачивают утилизационный сбор, а затем перепродают их другим дилерам или конечным клиентам», – пояснил Николай Иванов, директор по продажам новых авто одной из компаний.

Интерес к «альтернативному импорту» подогревает и нестабильность поставок брендовых автомобилей, покинувших российский рынок. Подержанные Toyota, BMW, Kia и Hyundai, в возрасте до пяти лет, ввозятся напрямую или через соседние страны. Среди популярных маршрутов – Грузия, Беларусь и Кыргызстан.

Цены на автомобили

Автоэксперт Юрий Тен отметил, что ценообразование сильно зависит от курса рубля и условий сделки. Так, новый Kia Sportage сейчас можно приобрести за 3,7 млн рублей, Volkswagen Talagon – за 4,9 млн, а BMW X5 китайской сборки – почти за 9,5 млн. Более доступный вариант – Kia Seltos, цена которого начинается от 2,5 млн рублей.

По данным «Автостата», физические лица сыграли ключевую роль в августовском импорте новых авто – их доля составила 46 %, против 14 % годом ранее. При этом в абсолютных цифрах это около 14 тысяч машин, то есть снижение затронуло, в первую очередь, корпоративные закупки.

В сегменте подержанных авто наблюдается схожая тенденция. Почти половина всех таких машин поступает из Японии (43,3 %), Южной Кореи (22,8 %) и Китая (17,2 %). Однако доля Японии снижается, тогда как Корея и Китай, наоборот, укрепляют свои позиции.

Праворульные авто продолжают пользоваться популярностью

Сергей Целиков, глава «Автостата», поясняет, что рынок можно условно разделить на два направления. Почти 52 % составляют автомобили с правым рулем – в основном это японские модели, популярные на Дальнем Востоке и в Сибири. Остальные 48 % – машины с левым рулем, импортируемые из Южной Кореи, Китая, Грузии и ряда других стран. Такие автомобили, как правило, относительно новые – выпущены в 2020–2022 годах.

«Наибольшим спросом пользуются Toyota, BMW, Mercedes-Benz, Kia и Hyundai. Все чаще ввозят и премиальные модели – например, BMW с заводскими M-пакетами», – рассказал Вадим Черноусов, директор департамента автомобилей с пробегом компании.

Внимание на Южную Корею

Отдельного внимания заслуживает растущий интерес к автомобилям из Южной Кореи – они привлекают покупателей хорошей комплектацией, небольшим пробегом и приемлемыми ценами. Среди премиальных брендов ввозят также Porsche, Audi и Land Rover.

По мнению эксперта Евгения Житнухина, несмотря на общее снижение продаж новых авто, интерес к качественным иномаркам с пробегом остается высоким. Это поддерживает стабильные цены на вторичном рынке.

Юрий Тен считает, что спрос на альтернативный импорт будет сохраняться, особенно в сегменте автомобилей с пробегом. Единственным риском он называет возможность повышения таможенных пошлин для физических лиц, которое обсуждается на правительственном уровне.

«Если пошлины все же повысят, это серьезно изменит правила игры. Пока же рынок адаптировался, и схема с оформлением на физлиц стала рабочим инструментом», – подытожил Тен.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.