В России вновь изменят методику расчета утилизационного сбора на автомобили, на этот раз – с привязкой к мощности двигателя. Эксперты предупреждают: такие меры приведут к росту цен на машины, сокращению модельного ряда и изменению структуры рынка. Как изменится стоимость авто, рассказывает «ФедералПресс».
Ужесточение правил ввоза авто
Правительство России готовит очередное ужесточение условий ввоза автомобилей. Минпромторг предложил пересмотреть действующую методику расчета утильсбора: ставка будет зависеть не только от объема двигателя и возраста автомобиля, но и от его мощности. Новая шкала расчета будет прогрессивной: чем мощнее авто, тем выше сбор. Это нововведение, по мнению экспертов, может ощутимо ударить по покупателям и участникам рынка, передают autonews.ru.
По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, предложение распространяется на автомобили, которые ввозятся гражданами для личного пользования и имеют мощность свыше 160 лошадиных сил. Он отметил, что ставка утильсбора в этих случаях также будет пересмотрена в сторону увеличения.
Как изменятся цены
Сейчас физлица платят льготный сбор – 3,4 тысячи рублей за машины младше трех лет и 5,2 тысячи за автомобили старше. Для юридических лиц суммы на порядок выше: за авто с объемом двигателя 1–2 литра – свыше 660 тысяч рублей, а за машины от 2 до 3 литров – почти 1,9 млн рублей. Новая инициатива фактически уравняет ставки для граждан и компаний при ввозе мощных автомобилей.
Минпромторг объясняет реформу стремлением увеличить бюджетные поступления – по расчетам, в год это даст дополнительно 40–60 млрд рублей. Средства, по словам представителей ведомства, направят на поддержку автопрома и программы стимулирования спроса. Президент Владимир Путин ранее заявлял, что утильсбор служит инструментом защиты отечественных производителей и соответствует требованиям ВТО.
Россияне активно скупают авто
Тем временем на фоне анонсирования новых правил россияне начали активнее покупать автомобили. В июле продажи выросли на 34 % по сравнению с июнем – до 120 тысяч машин. Импорт подержанных иномарок с левым рулем, особенно через Дальний Восток, также показал рост: за первые семь месяцев года в страну ввезено более 110 тысяч таких авто, что на треть больше аналогичного периода прошлого года. Это связано с ожиданием ужесточения условий – граждане спешат приобрести машины до введения новых ставок.
Автоэксперт Иларион Демчиков отметил, что постепенное устранение льготного режима укладывается в общую стратегию государства. Он напомнил, что с 1 августа уже отменены послабления для машин из стран ЕАЭС, находившихся за пределами России более года. Теперь такие авто облагаются по полной ставке, как коммерческий импорт.
«Минпромторг последовательно усиливает контроль над ввозом автомобилей, ограничивая возможности обхода системы. Льгот для мощных авто становится все меньше, и это закономерно: вектор политики – поддержка отечественного производителя», – прокомментировал Демчиков.
Еще один эксперт Анна Уткина добавила, что базовая ставка сбора теперь корректируется не только по объему двигателя и возрасту авто, но и по мощности. Она подчеркнула, что физлица, покупающие машины мощнее 160 л. с., столкнутся с затратами в сотни тысяч рублей. Это отразится на ценах и структуре рынка.
В РОАД (Ассоциация автомобильных дилеров) считают, что меры направлены на снижение серого импорта и защиту интересов локальных производителей. Там уточнили, что в 2024 году утильсбор для машин с объемом двигателя 1–2 л уже вырос почти вдвое – с 300 до более чем 550 тысяч рублей, и подобный сценарий ждет и другие категории.
Как нововведения повлияют на спрос
Новые условия также могут повлиять на модельный ряд: некоторые популярные иномарки рискуют исчезнуть с рынка. Демчиков отметил, что коммерческая ставка сбора сделает поставку некоторых моделей экономически нецелесообразной.
По его словам, наибольший удар придется по моделям премиум- и среднеценового сегмента: Mercedes-Benz GLE, BMW X5, Hyundai Santa Fe, Kia Sorento, Hyundai Palisade, Kia Carnival, Audi Q5, Volkswagen Tiguan. Зато на рынке сохранят позиции более доступные модели – например, Kia K3, дизельные Volkswagen мощностью до 150 л. с., а также ряд автомобилей Renault и Nissan с атмосферными моторами.
Также ожидается сокращение поставок российских автомобилей, ранее зарегистрированных в странах ЕАЭС. Из-за применения к ним коммерческих ставок их ввоз станет менее выгодным, что приведет к снижению предложения и росту цен на внутреннем рынке.
Как отмечает Демчиков, несмотря на обещания Минпромторга направить доходы от утильсбора на автопром, эти средства не будут иметь строго целевого назначения и могут быть перераспределены на любые нужды бюджета.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова


