В Свердловской области окончились губернаторские выборы: как и ожидалось, врио главы региона Денис Паслер утвержден в этом статусе на ближайшие пять лет. Однако кампания стала лишь «разогревом» перед большой гонкой следующего года, когда пройдут выборы в Госдуму, заксобрание и многие городские думы. О том, как политологи оценивают результат Паслера, кто из его оппонентов сумел «раскрутиться», а кто стал главным разочарованием выборов, – в материале «ФедералПресс».
Проверка лояльности
Денис Паслер набрал 61,3 % голосов – в процентном соотношении меньше, чем предыдущий губернатор Евгений Куйвашев, которого поддержали почти 65,8 % избирателей. Зато благодаря высокой явке Паслер практически на треть обошел предшественника по абсолютному числу собранных голосов. За врио губернатора, работающего в области менее полугода, проголосовали более 800 тыс. свердловчан.
Именно высокую для Среднего Урала явку – 39,9 % – политологи считают главным достижением штаба Паслера. Всего за несколько дней до выборов московский эксперт Павел Данилин называл хорошим показателем результат выше 30 %. Успех, в свою очередь, был достигнут благодаря грамотному использованию административного ресурса и мобилизации лояльного электората, считают аналитики.
«Кампания референдумного типа – это не дебаты и кидание стаканчиками, это проверка местных элит на подчинение руководящей воле. Это организация явки и мобилизации, в которой нет ничего незаконного. И самое главное – это взаимодействие государства и общества», – заявил на заседании Экспертного клуба Екатеринбурга электоральный юрист Иван Кадочников.
В защиту мобилизации избирателей выступил и председатель клуба, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, профессор УрФУ Анатолий Гагарин. По его мнению, инструментарий организации явки не ограничивается «кнутом и пряником».
«Если бы не было мобилизации сторонников, не было бы и выборов. Не бывает так, что просто всех пригласили и все пришли», – заявил он.
Фиаско Краева
Главным разочарованием кампании политологи единогласно назвали кандидата от «Новых людей» Ранта Краева. Лидер фракции, уже четыре года заседающий в заксобрании, набрал менее трех процентов – вдвое меньше, чем в 2022 году получил практически неизвестный в регионе Александр Демин. При этом еще зимой опросы общественного мнения оценивали уровень симпатий к «Новым людям» в 12 % и даже выше, рассказала на заседании клуба кандидат социологических наук, доцент УрФУ Надежда Сивкова.
Более того, бюджет избирательной кампании Краева составил почти 29 млн рублей – по этому параметру он уступил только Паслеру. Один голос, по подсчетам корреспондента «ФедералПресс», обошелся ему в 806 рублей, тогда как Паслеру – в 73 рубля, либерал-демократу Александру Каптюгу – в 58, справедливороссу Андрею Кузнецову – в 37, коммунисту Александру Ивачеву – в 25. Избирательный куб Краева стоял на екатеринбургской Плотинке – в двух шагах от резиденции губернатора. Партия, имеющая тесные связи с «Единой Россией», должна была увести молодой электорат от протестного голосования за КПРФ, рассказал корреспонденту «ФедералПресс» источник, близкий к ее штабу.
Эксперты выделили сразу несколько причин провала. Во-первых, это личность самого кандидата: в региональном парламенте он не проявил себя ни резонансными инициативами, ни непосредственным участием в решении проблем жителей. Учитывая, что «Новые люди» не обладают таким сильным брендом, как КПРФ или ЛДПР, ставка на Краева сыграла критическую роль.
«Фракция «Новых людей» в заксобрании – это нуль, отсюда и все проблемы», – категоричен независимый эксперт Александр Трахтенберг.
«Нельзя обходиться агитацией, нужно делать вразумительную повестку», – согласен директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
Во-вторых, опрошенные корреспондентом «ФедералПресс» политологи раскритиковали саму избирательную кампанию: агитационные материалы оказались чрезмерно новаторскими и не понравились электорату. Вдобавок заявленные Краевым проблемы вроде отсутствия велодорожек выглядели неуместно на фоне тем ЖКХ и медицины, которые отрабатывали Ивачев и Кузнецов.
«Это была чисто развлекательная кампания, тогда как нужно было работать с избирателем более традиционным способом – как это делал [кандидат в президенты от «Новых людей» Владислав] Даванков, который ездил в регионы и активно занимался насущными вопросами. Я думаю, что это в большей степени проблема не партии, а кандидата и штаба. Нужно выбирать более ярких и адекватных людей», – заявила корреспонденту «ФедералПресс» кандидат филологических наук, доцент УрФУ Мария Плотникова.
Аналитик «Новых людей» Артемий Григорян признал, что целевая аудитория – молодежь – в итоге почти не пришла на участки.
«Я лично работал в участковом избиркоме и людей младше 40 лет практически не видел. На президентских выборах я, напротив, видел очень много молодых людей, и Даванков на моем участке набрал 12 %, тогда как Краев в этом году – два или три процента», – рассказал он.
В целом у «Новых людей» есть неиспользованный потенциал, судя по результатам выборов в других регионах. В самом штабе нацелены на создание обширной сети городских партийных отделений. Но привлечение спонсоров станет проблемой после фиаско Краева, считают источники «ФедералПресс».
Шансы оппозиции
Ивачев, Кузнецов и Каптюг, напротив, улучшили свои показатели по сравнению с 2022 годом. На этот раз коммунист набрал 15,25 % голосов, справедливоросс – 12,66 %, а либерал-демократ – свыше 6 %.
Опрошенные «ФедералПресс» политологи положительно оценивают кампании Ивачева и Кузнецова, которые при относительно скромных бюджетах (6,1 млн рублей у эсера и менее 5 миллионов у коммуниста) смогли мобилизовать свой электорат. Кроме того, в пользу Кузнецова сыграла пассивность Каптюга: справедливороссу удалось переманить часть избирателей, которые недовольны властью и при этом на дух не переносят коммунистов. Так, именно Кузнецов стал главным публичным сторонником введения ограничений для мигрантов.
Результат Каптюга превзошел ожидания политологов: либерал-демократ был выдвинут неожиданно (после скандального отказа Станислава Наумова участвовать в выборах) и почти до самого конца кампании не вел активной агитации. Вдобавок, подобно Краеву, он ничем не проявил себя в областном заксобрании. При этом Каптюг улучшил свой результат практически вдвое.
«Это говорит о том, что бренд ЛДПР набирает невероятную популярность», – объяснил такой итог Анатолий Гагарин. По его мнению, более привлекательный кандидат от либерал-демократов мог бы набрать 10 % голосов или даже больше.
Запрос на нормальность
Эксперты выделили несколько трендов, которые, вероятно, получат свое развитие в рамках большой избирательной кампании следующего года. В частности, многие кандидаты начали использовать искусственный интеллект для создания агитационных материалов. Это не только привлекает внимание, но и помогает обойти многие ограничения, установленные законодательством. С другой стороны, нелепые развлекательные ролики с нарисованными кандидатами лишь вызывают ощущение «кринжа», вливаясь в поток «ИИ-грязи» и «брейнрота» – низкокачественного сгенерированного контента, предупреждают участники Экспертного клуба.
Кроме того, падает популярность теледебатов: например, полемика Кузнецова с Ивачевым оказалась достаточно жесткой, но практически не заинтересовала ни СМИ, ни избирателей, отметил Анатолий Гагарин. Денис Паслер и вовсе отказался участвовать в шоу. Зато вновь растет роль наружной рекламы и печатных материалов, поделился наблюдением Андрей Русаков. Эти формы агитации могут стать ведущими в следующем году – наряду с интернет-каналами. В самих агитматериалах многие кандидаты попробуют обыграть растущую ностальгию по СССР, предполагает тот же Гагарин, приводя в пример кампании в некоторых других регионах.
Что касается самих кандидатов, то победа Паслера и провал Краева говорит о «запросе на нормальность», считает Мария Плотникова. Как объяснила эксперт корреспонденту «ФедералПресс», свердловчане склонны поддерживать технократов с практическим опытом. В то же время Плотникова подметила, что у россиян в целом есть спрос на яркие женские образы – наподобие избранного губернатора Еврейской АО Марии Костюк, набравшей в своем регионе свыше 83 % голосов. Она не исключает, что подобные кандидаты появятся и на свердловских выборах.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов
Единый день голосования – 2025


