Top.Mail.Ru
Общество
Саратовская область
0

«Профессионалитет» в действии: как изменилась учеба в колледжах Саратовской области

Студентка
4850 саратовских студентов выбрали ускоренный путь в профессию

В Саратовской области программы «Профессионалитета» набирают популярность: почти пять тысяч студентов выбрали этот путь для быстрого старта карьеры. Суть проекта – в тесной связке образования и бизнеса. Благодаря ей учеба в колледжах и техникумах становится короче на год, а до 80 % времени занимает практика на современном оборудовании работодателей. Это гарантирует выпускникам не просто диплом, а востребованную профессию и трудоустройство на ведущих предприятиях региона. Подробнее – в материале «ФедералПресс».

9 кластеров для подготовки кадров

В Саратовской области активно реализуют федерального проекта «Профессионалитет», ключевой задачей которого является подготовка высококвалифицированных кадров для региональной экономики в короткие сроки и в тесной связке с работодателями. На сегодняшний день в проект вовлечены 9 базовых и 25 сетевых образовательных организаций, объединенных в отраслевые кластеры.

Инфраструктура проекта охватывает самые востребованные секторы экономики. В него входят:

  1. Кластер «Сельское хозяйство»: ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова»;
  2. Кластер «Машиностроение»: ГАПОУ СО «Энгельсский промышленноэкономический колледж»;
  3. Кластер «Коммуникационные технологии в сельском хозяйстве»: ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»;
  4. Кластер «Педагогика – регион 64»: ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И. Панферова»;
  5. Кластер «Машиностроение»: ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»;
  6. Кластер «Новый элемент» (химическая отрасль): ГАПОУ СО «Поволжский колледж технологий и менеджмента»;
  7. Кластер «Профессионализм молодых – в энергетику будущего»: ГАПОУ СО «Губернаторский колледж»;
  8. Кластер «Строительство – сектор экономики 64»: ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»;
  9. Кластер «Робототехнические комплексы машиностроения – Саратов»: ГАПОУ СО «Саратовский колледж промышленных технологий и автомобильного сервиса».

«Ключевыми задачами перед участниками проекта стоит: создание учебно-производственного комплекса, что послужит первым рабочим местом для выпускников кластеров; обновление материально-технической базы; подготовка кадров под запрос работодателей и трудоустройство выпускников по профессии не менее чем на 80 %», – рассказали «ФедералПресс» в министерстве образования Саратовской области.

Популярность обучения в рамках программ «Профессионалитета» среди абитуриентов подтверждается статистикой: в 2024/25 учебном году по его программам обучалось 4850 человек. Благодаря созданию новых кластеров количество учебных мест увеличилось на 752, что позволило принять больше студентов на самые актуальные специальности.

192c7b8328dd24df4842cf0bd536de3a.jpg

Топ направлений обучения в колледжах Саратовской области в 2025 году:

  • Кластер «Сельское хозяйство»: ветеринария.
  • Кластер «Машиностроение» и «Робототехнические комплексы машиностроения – Саратов»: технология машиностроения, сварщик, оператор-наладчик металлообрабатывающих станков.
  • Кластер «Коммуникационные технологии в сельском хозяйстве»: Электротехнические системы в агропромышленном комплексе.
  • Кластер «Педагогика – регион 64»: Преподавание в начальных классах.
  • Кластер «Новый элемент» (химическая отрасль): Химическая технология производства химических соединений.
  • Кластер «Профессионализм молодых – в энергетику будущего»: Электроснабжение, Электрические станции, сети, их релейная защита и автоматизация.
  • Кластер «Строительство – сектор экономики 64»: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Учись быстрее, работай увереннее

Благодаря федеральной программе «Профессионалитет» учеба в колледжах и техникумах Саратовской области стала более практичной и современной. Руководители учебных заведений рассказали, что изменилось для студентов.

Практика вместо теории

Главное изменение – студенты теперь больше времени проводят за реальной работой. Например, в Вольском педагогическом колледже доля практики выросла до 80 %. Специальные предметы ребята начинают изучать с первого курса, что способствует более глубокому пониманию специальности и формированию профессиональных компетенций с ранних этапов образовательного процесса

«В учебный план введены междисциплинарные курсы, разработанные с учетом потребностей работодателей, направленные на расширение профессиональных компетенций студентов и соответствие современным требованиям рынка труда. Также появились новые профессии по запросам работодателей, например, «Младший воспитатель», «Вожатый», «Инструктор по спорту», – поделилась директор педколледжа Светлана Фролова.

В Вольском технологическом колледже занятия стали еще ближе к производству. По словам директора Светланы Медведевой, колледж обновил оборудование на 70 %, а лаборатории теперь оснащены техникой, как на настоящих предприятиях. Кроме того, у студентов появилась возможность получать стипендию от компаний-партнеров и проходить оплачиваемую практику.

Работодатели помогают учить

Теперь будущие работодатели напрямую участвуют в обучении. Они помогают колледжам создавать учебные программы, чтобы выпускники приходили на производство уже с нужными навыками.

По словам директора Саратовского политехнического колледжа Константина Гудкова, компании-партнеры активно участвуют в разработке и реализации образовательных программ. Это позволило приблизить учебный процесс к реальным условиям производства. Кроме того, произошло введение новых технологий и методик преподавания, сокращение сроков обучения и добавление дополнительного профессионального блока.

Новые форматы и подходы

Меняются и подходы к обучению. В Балашовском техникуме, например, даже обычные школьные предметы изучают через призму будущей профессии. А вместо традиционного экзамена выпускники сдают демонстрационный: выполняют практическое задание, а комиссия с участием работодателей оценивает их умения.

В Энгельсском промышленно-экономическом колледже студентов активно вовлекают в проектную работу.

«Студенты участвуют в многопрофильных проектах, что помогает им развить навыки командной работы и критического мышления. Проекты часто связаны с реальными задачами и потребностями индустрии; развиваются не только профессиональные, но и личностные качества студентов: лидерство и коммуникационные навыки, способность к самопрезентациии, работе в команде», – сообщил директор Энгельсского промышленно-экономического колледжа Михаил Кукушкин.

acc98ae903cbaca780f3cf7dcd276d20.jpg

Главные плюсы «Профессионалитета»: что получают студенты

Директора колледжей Саратовской области подробно объяснили, какие конкретные преимущества получили студенты после внедрения программы «Профессионалитет».

Учеба стала короче, а карьера – ближе

Обучение по программе сократилось на целый год. Как отмечает директор Финансово-технологического колледжа Михааил Моисеенко, это позволяет выпускникам быстрее начать работать и становиться финансово независимыми.

Также многие получают стипендиальную поддержку от предприятий-партнеров.

Практика вышла на первый план

До 70–80 % учебного времени теперь занимает отработка реальных навыков. В Балашовском техникуме механизации сельского хозяйства, по словам директора Владимира Якубовича, студенты работают на современном оборудовании, предоставленном предприятиями-партнерами. В Саратовском политехническом колледже, как подчеркивает Константин Гудков, практика проходит на актуальных технологических линиях с современным программным обеспечением.

Работодатель ждет выпускников еще до получения диплома

Ключевое преимущество – гарантированное трудоустройство. В Саратовском колледже промышленных технологий и автомобильного сервиса, как отмечает директор Михаил Мельников, студенты заключают целевые договоры и получают гарантии трудоустройства после окончания обучения. В политехническом колледже до 85–90 % выпускников трудоустраиваются по специальности.

Поддержка и современные технологии

Учащиеся получают поддержку от наставников с предприятий, которые помогают разобраться в тонкостях профессии. Кроме того, в обучении используются передовые технологии – виртуальные тренажеры, онлайн-курсы и современное программное обеспечение.

Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, что в Энгельсском районе Саратовской области создадут первую службу примирения для школ. По мнению главы района Максима Леонова, она будет помогать разрешать конфликты между учениками без наказаний, находя взаимовыгодные решения.

Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина, Иван Кабанов

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.