В Саратовской области программы «Профессионалитета» набирают популярность: почти пять тысяч студентов выбрали этот путь для быстрого старта карьеры. Суть проекта – в тесной связке образования и бизнеса. Благодаря ей учеба в колледжах и техникумах становится короче на год, а до 80 % времени занимает практика на современном оборудовании работодателей. Это гарантирует выпускникам не просто диплом, а востребованную профессию и трудоустройство на ведущих предприятиях региона. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
9 кластеров для подготовки кадров
В Саратовской области активно реализуют федерального проекта «Профессионалитет», ключевой задачей которого является подготовка высококвалифицированных кадров для региональной экономики в короткие сроки и в тесной связке с работодателями. На сегодняшний день в проект вовлечены 9 базовых и 25 сетевых образовательных организаций, объединенных в отраслевые кластеры.
Инфраструктура проекта охватывает самые востребованные секторы экономики. В него входят:
- Кластер «Сельское хозяйство»: ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова»;
- Кластер «Машиностроение»: ГАПОУ СО «Энгельсский промышленноэкономический колледж»;
- Кластер «Коммуникационные технологии в сельском хозяйстве»: ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»;
- Кластер «Педагогика – регион 64»: ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И. Панферова»;
- Кластер «Машиностроение»: ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»;
- Кластер «Новый элемент» (химическая отрасль): ГАПОУ СО «Поволжский колледж технологий и менеджмента»;
- Кластер «Профессионализм молодых – в энергетику будущего»: ГАПОУ СО «Губернаторский колледж»;
- Кластер «Строительство – сектор экономики 64»: ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»;
- Кластер «Робототехнические комплексы машиностроения – Саратов»: ГАПОУ СО «Саратовский колледж промышленных технологий и автомобильного сервиса».
«Ключевыми задачами перед участниками проекта стоит: создание учебно-производственного комплекса, что послужит первым рабочим местом для выпускников кластеров; обновление материально-технической базы; подготовка кадров под запрос работодателей и трудоустройство выпускников по профессии не менее чем на 80 %», – рассказали «ФедералПресс» в министерстве образования Саратовской области.
Популярность обучения в рамках программ «Профессионалитета» среди абитуриентов подтверждается статистикой: в 2024/25 учебном году по его программам обучалось 4850 человек. Благодаря созданию новых кластеров количество учебных мест увеличилось на 752, что позволило принять больше студентов на самые актуальные специальности.
![]()
Топ направлений обучения в колледжах Саратовской области в 2025 году:
- Кластер «Сельское хозяйство»: ветеринария.
- Кластер «Машиностроение» и «Робототехнические комплексы машиностроения – Саратов»: технология машиностроения, сварщик, оператор-наладчик металлообрабатывающих станков.
- Кластер «Коммуникационные технологии в сельском хозяйстве»: Электротехнические системы в агропромышленном комплексе.
- Кластер «Педагогика – регион 64»: Преподавание в начальных классах.
- Кластер «Новый элемент» (химическая отрасль): Химическая технология производства химических соединений.
- Кластер «Профессионализм молодых – в энергетику будущего»: Электроснабжение, Электрические станции, сети, их релейная защита и автоматизация.
- Кластер «Строительство – сектор экономики 64»: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учись быстрее, работай увереннее
Благодаря федеральной программе «Профессионалитет» учеба в колледжах и техникумах Саратовской области стала более практичной и современной. Руководители учебных заведений рассказали, что изменилось для студентов.
Практика вместо теории
Главное изменение – студенты теперь больше времени проводят за реальной работой. Например, в Вольском педагогическом колледже доля практики выросла до 80 %. Специальные предметы ребята начинают изучать с первого курса, что способствует более глубокому пониманию специальности и формированию профессиональных компетенций с ранних этапов образовательного процесса
«В учебный план введены междисциплинарные курсы, разработанные с учетом потребностей работодателей, направленные на расширение профессиональных компетенций студентов и соответствие современным требованиям рынка труда. Также появились новые профессии по запросам работодателей, например, «Младший воспитатель», «Вожатый», «Инструктор по спорту», – поделилась директор педколледжа Светлана Фролова.
В Вольском технологическом колледже занятия стали еще ближе к производству. По словам директора Светланы Медведевой, колледж обновил оборудование на 70 %, а лаборатории теперь оснащены техникой, как на настоящих предприятиях. Кроме того, у студентов появилась возможность получать стипендию от компаний-партнеров и проходить оплачиваемую практику.
Работодатели помогают учить
Теперь будущие работодатели напрямую участвуют в обучении. Они помогают колледжам создавать учебные программы, чтобы выпускники приходили на производство уже с нужными навыками.
По словам директора Саратовского политехнического колледжа Константина Гудкова, компании-партнеры активно участвуют в разработке и реализации образовательных программ. Это позволило приблизить учебный процесс к реальным условиям производства. Кроме того, произошло введение новых технологий и методик преподавания, сокращение сроков обучения и добавление дополнительного профессионального блока.
Новые форматы и подходы
Меняются и подходы к обучению. В Балашовском техникуме, например, даже обычные школьные предметы изучают через призму будущей профессии. А вместо традиционного экзамена выпускники сдают демонстрационный: выполняют практическое задание, а комиссия с участием работодателей оценивает их умения.
В Энгельсском промышленно-экономическом колледже студентов активно вовлекают в проектную работу.
«Студенты участвуют в многопрофильных проектах, что помогает им развить навыки командной работы и критического мышления. Проекты часто связаны с реальными задачами и потребностями индустрии; развиваются не только профессиональные, но и личностные качества студентов: лидерство и коммуникационные навыки, способность к самопрезентациии, работе в команде», – сообщил директор Энгельсского промышленно-экономического колледжа Михаил Кукушкин.
Главные плюсы «Профессионалитета»: что получают студенты
Директора колледжей Саратовской области подробно объяснили, какие конкретные преимущества получили студенты после внедрения программы «Профессионалитет».
Учеба стала короче, а карьера – ближе
Обучение по программе сократилось на целый год. Как отмечает директор Финансово-технологического колледжа Михааил Моисеенко, это позволяет выпускникам быстрее начать работать и становиться финансово независимыми.
Также многие получают стипендиальную поддержку от предприятий-партнеров.
Практика вышла на первый план
До 70–80 % учебного времени теперь занимает отработка реальных навыков. В Балашовском техникуме механизации сельского хозяйства, по словам директора Владимира Якубовича, студенты работают на современном оборудовании, предоставленном предприятиями-партнерами. В Саратовском политехническом колледже, как подчеркивает Константин Гудков, практика проходит на актуальных технологических линиях с современным программным обеспечением.
Работодатель ждет выпускников еще до получения диплома
Ключевое преимущество – гарантированное трудоустройство. В Саратовском колледже промышленных технологий и автомобильного сервиса, как отмечает директор Михаил Мельников, студенты заключают целевые договоры и получают гарантии трудоустройства после окончания обучения. В политехническом колледже до 85–90 % выпускников трудоустраиваются по специальности.
Поддержка и современные технологии
Учащиеся получают поддержку от наставников с предприятий, которые помогают разобраться в тонкостях профессии. Кроме того, в обучении используются передовые технологии – виртуальные тренажеры, онлайн-курсы и современное программное обеспечение.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, что в Энгельсском районе Саратовской области создадут первую службу примирения для школ. По мнению главы района Максима Леонова, она будет помогать разрешать конфликты между учениками без наказаний, находя взаимовыгодные решения.
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина, Иван Кабанов
Эксклюзивы «ФедералПресс»


