Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Повышение утильсбора доберется и до маломощных машин: прогнозы эксперта

Авторынок
Такое мнение озвучил Максим Кадаков, комментируя планы Минпромторга по борьбе с «серыми» схемами ввоза авто

Реформа утилизационного сбора, которая в случае реализации коснется мощных автомобилей с 1 ноября 2025 года, может в перспективе затронуть и машины с меньшим объемом двигателя. Такой прогноз озвучил отраслевой эксперт Максим Кадаков, комментируя планы Минпромторга по борьбе с «серыми» схемами ввоза авто.

Глава Минпромторга Антон Алиханов объяснил причины повышения утильсбора, запланированного на 1 ноября 2025 года – по его словам, 73 % автомобилей ввозятся физическими лицами по «серым» схемам с льготным сбором 5 тысяч рублей вместо 1 млн рублей при официальном импорте. Это приводит к потерям бюджета – уже секвестировано 110 млрд рублей и планируется еще 124 млрд.

Министр добавил, что из-за серых схем иностранные автопроизводители могут отказаться от инвестиций в российские заводы. При этом 80 % автомобилей не попадут под повышение, а отечественное автомобилестроение использует 400–700 кг местных материалов в каждой машине, что требует защиты рынка.

«Что-то в данных выкладках не бьется. Если, как заявил министр, за 9 месяцев 73 % автомобилей ввезено физлицами, то надо бы разложить эти проценты. Скорее всего, подразумевается суммарный импорт – включая бэушные автомобили. Причем в ситуации, когда импортеры резко сократили поставки новых машин – ибо была дикая затоварка», – комментирует Максим Кадаков в своем телеграм-канале.

Он отметил, что объем альтернативного импорта автомобилей (без ОТТС) продолжает сокращаться после достижения пика в 2023 году. В 2024 году снижение составило 20 %, а на 2025 год прогнозируется дальнейшее сокращение на 40 %. При этом действующее законодательство запрещает продажу в течение 12 месяцев автомобилей, ввезенных физическими лицами с использованием льготного утильсбора, либо требует доплаты полной суммы сбора.

Параллельно фиксируется рост импорта подержанных автомобилей – в 2024 году было ввезено около 400 тысяч единиц техники, а в текущем году ожидается незначительное увеличение этого показателя. И данный сегмент представлен исключительно автомобилями с пробегом из Китая, Японии и Южной Кореи, а не новыми транспортными средствами.

«Если люди неохотно покупают «официальные» автомобили – нужно еще поднять утильсбор. Такова логика. Пока – только на машины мощнее 160 л. с. Мысль о снижении цен не рассматривается», – подчеркнул Кадаков.

Эксперт убежден, что окончательное решение по повышению утильсбора будет принято. А поскольку новые правила, по заявлению министра, не затронут 80 % авторынка, следующим логичным шагом станет распространение повышенного сбора на автомобили малой мощности.

«Можно смело предположить, что позже займутся и менее мощными автомобилями, поскольку они тоже станут направлением-угрозой», – заключил он.

Напомним, с 1 ноября в России может вступить в силу очередное повышение утилизационного сбора на автомобили. Новая шкала расчета будет прогрессивной: чем мощнее авто, тем выше сбор. С этим не согласны более 120 тысяч россиян, а Владивосток готовится выйти на протестный митинг.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.