С 2027 года в России вступит в силу закон, кардинально меняющий подход к медицинскому контролю за водителями. Информация о заболеваниях, несовместимых с управлением автомобилем, будет поступать в ГИБДД автоматически после любого визита к врачу, будь то диспансеризация, медосмотр по работе или обычная консультация. Гражданину дадут месяц на лечение, после чего, если выздоровление не подтвердится, его ждет лишение прав. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Почему водителей смогут лишать прав при выявлении диагнозов вне медкомиссий
Государственная дума приняла закон, который с 1 марта 2027 года устранит пробел в системе безопасности дорожного движения. Речь идет о водителях, у которых серьезные заболевания, запрещающие управление транспортом, появляются в промежутке между обязательными медкомиссиями. Сейчас такие осмотры большинство водителей проходит раз в десять лет при замене прав. Новый же механизм предполагает, что ГИБДД получит доступ к актуальным данным о здоровье граждан в режиме, близком к реальному времени, уточняет BFM.
Принцип работы системы следующий: все водительские медкомиссии будут подключены к единой федеральной платформе Минздрава, куда государственные и частные клиники уже передают информацию о пациентах. Если в ходе любого медицинского вмешательства – от плановой диспансеризации до лечения простуды – врачи обнаружат заболевание из утвержденного перечня противопоказаний, эти сведения автоматически поступят в ведомство. После этого водителю будет направлено уведомление, и у него будет 30 дней на то, чтобы пройти углубленное обследование в специализированной лицензированной клинике и доказать, что диагноз не подтвердился или болезнь вылечена. В противном случае права будут аннулированы.
Инициатива направлена на повышение безопасности на дорогах. Однако у экспертов есть серьезные замечания. Первое касается самого перечня заболеваний, который не обновлялся более десяти лет. Помимо очевидных диагнозов, таких как эпилепсия, тяжелые формы глаукомы или наркозависимость, в список входят, например, некоторые расстройства настроения. Согласно классификатору, к ним могут относиться депрессии, биполярные и панические расстройства, различные фобии. При этом, по мнению экспертов, почти 15 млн россиян могут находиться в состоянии глубокой депрессии, что теоретически ставит под угрозу их водительские удостоверения, даже если в реальности их состояние не влияет на способность управлять автомобилем.
Второй риск – возможный рост коррупции как в медицинских учреждениях, так и в органах власти. Третье и, пожалуй, самое значимое социальное последствие – вероятность того, что люди, опасаясь потерять права, начнут избегать визитов к врачам, особенно к психиатрам и наркологам, что приведет к усугублению хронических заболеваний и росту латентной заболеваемости.
Что еще изменилось для водителей в последнее время
Реформа медицинского контроля не единственное новшество, ожидающее российских автомобилистов. В последнее время пакет изменений в правила дорожного движения и сопутствующие законы значительно расширился, формируя новую реальность для всех, кто садится за руль.
С 1 сентября 2025 года вступил в силу целый ряд поправок. Одной из ключевых стало ужесточение процедуры медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Новый регламент минимизирует субъективный фактор: установлены строгие лимиты времени на сдачу анализов, расширен перечень веществ, а отказ от прохождения процедуры теперь карается не только крупным штрафом, но и гарантированным лишением прав на срок до двух лет.
Параллельно произошло значительное увеличение государственных пошлин за все основные автомобильные процедуры. Также был пересмотрен и расширен перечень медицинских противопоказаний, актуализированный с учетом современной международной классификации болезней. Под усиленный контроль попадают и штрафные санкции.
Рекомендуем также прочитать на «ФедералПресс» о том, почему продажи новых электромобилей рухнули в Петербурге.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова


