Прошлый телефонный разговор Путина и Трампа смело называли поворотным в украинском конфликте: американский президент отказался от поставок Киеву тяжелого вооружения, а также наметилась очередная историческая встреча в Будапеште. Однако предваряющие ее переговоры Сергея Лаврова и Марка Рубио сразу была перенесена из-за того, что «Россия оказалась не готова к уступкам». В политических хитросплетениях разбирается «ФедералПресс».
Несостоявшийся звонок
Телефонный разговор Владимира Путина и Дональда Трампа 16 октября взбудоражил мировую общественность. После очной встречи на Аляске в августе многие эксперты считали, что переговоры по урегулированию украинского конфликта зашли в тупик. Внезапно намеченная по результатам звонка встреча в Венгрии сразу была воспринята как потепление и чуть ли не возможное завершение конфликта. Предполагалось, что лидеры России и США могут встретиться в Будапеште 30–31 октября.
Для подготовки к визиту лидеров стран и обсуждения деталей беседы состоялся телефонный разговор между Министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и госсекретарем Белого дома Марко Рубио. После звонка американская сторона перенесла личную встречу политиков из-за того, что Россия якобы «не готова к уступкам по украинскому конфликту». Сообщается, по после общения с Лавровым, Рубио не будет рекомендовать проведение встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на следующей неделе.
Условия заключения мира
Проблема переговоров с США в том, что разговоры о необходимости заключения мира без понимания его условий бессмысленны, пояснил в беседе с «ФедералПресс» политолог Дмитрий Солонников. «Принципиальный вопрос в том, на каких основаниях будет заключаться мир и какие документы в результате встречи президентов будут подписаны», – рассказал он корреспонденту.
Солонников напомнил, что по условиям Европы Россия должна отойти к границам 1991 года и выплатить репарации. «Когда мы говорим о подписании мира, то что мы имеем ввиду? Мир на условиях России или на условиях Украины? Если с этим не определились, то обсуждение мира бессмысленно», - подчеркивает политолог.
По его словам, пока политики отправляют СМИ ничего незначащие сигналы о возможном заключении мира. Но сообщения о том, что Лавров и Рубио пока не могут договориться о встрече только подтверждает серьезность потенциальных переговоров: стороны вырабатывают позицию по условиям мирного договора. «Лавров и Рубио, видимо, начали разговаривать по существу и поняли, что просто так говорить о мире без его условий смысла нет. Стороны эти условия вырабатывают», – объясняет Солонников.
При этом, позиция России вполне может устроить США на переговорах, если она будет подкреплена успеха на линии фронта.
Встреча с открытой датой
Политолог Павел Данилин в беседе с «ФедералПресс» также выразил уверенность, что переговоры протекают в рабочем порядке. «Сегодня МИД РФ сообщил, что информация об отложенной встрече не соответствует действительности, поскольку сама дата встречи изначально не обговаривалась», – рассказал он корреспонденту.
Перед встречей лидеров стран должны пройти переговоры дипломатов, чтобы «подготовить почву», считает политолог.
«Речь о разногласиях пока не идет. Речь идет о том, что встречи глав МИДа предваряют встречи глав государств. Перед общением президентов необходимо иметь хотя бы черновой драфт документа, который будут подписывать. Я так понимаю, в Будапеште Трамп планировал заключить какое-то соглашение с Путиным», – поясняет Данилин.
В настоящий момент идет жесткая работа по согласованию различных позиций, которые позволят подписать некие договоренности между лидерами стран. При этом эксперт подчеркнул, что суть этих договоренностей держится в секрете обеими сторонами. «Даже несмотря на вольность СМИ в интерпретации слов Трампа, и мы и они скрываем, о чем будет разговор в Будапеште. Поэтому даже встреча министров должна пройти после выработки каких-то договоренностей. По итогам телефонного разговора о личной встрече говорить рано – сделаны лишь первые намети», – объяснил Данилин.
Проблемы интерпретации заявлений
Павел Данилин считает, что вся суть обсуждаемой проблемы заключается во фривольности СМИ: на самом деле ни Лавров ни Рубио не выступали против личной встрече, а тем более против встречи президентов.
«Мы видим некий слив CNN, что Рубио будет рекомендовать Трампу отказаться от встречи – это не официальное заявление Белого дома. Это такой же шантаж, как история с «Томагавками»: идите нам навстречу, а то мы не будем рекомендовать Трампу с вами встретиться», – объясняет политолог. При этом у российской стороны нет задачи встречаться с американским лидером «просто так, без договоренностей».
«В современной дипломатии такие приемы стали встречаться все чаще и чаще. Между поступлением информации, ее озвучиваем и принятием решений проходило время все осмыслить. Сегодня сразу после встречи кто-то слил СМИ позицию Рубио, Трамп что-то написал в соцсети и все бросились это обсуждать», - рассказывает Павел Данилин. Рубио, по словам политолога, ничего подобного официально не заявлял, он еще и не может рекомендовать или не рекомендовать что-то Трампу после того, как тот уже согласился на встречу. «Вся эта история – форма дипломатического шантажа», – заключил Павел Данилин.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1
Переговоры по урегулированию конфликта на Украине


