Ровно 5 лет назад, 13 ноября 2020 года, самолет Ан-124 совершил аварийную посадку в районе новосибирского аэропорта. В результате происшествия машина серьезно пострадала, но, к счастью, обошлось без жертв. «ФедералПресс» вспомнил подробности жесткого приземления со счастливым концом.
Что известно о самолете
Самолет Ан-124-100 относится к тяжелым военно-транспортных машинам. В народе известен как «Руслан». Он предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на дальние дистанции. Максимальная высота – 12 тысяч метров, скорость – 865 км/ч.
Авиалайнер Ан-124 с регистрационным номером RA-82042 был изготовлен на ульяновском заводе «Авиастар» и впервые поднялся в воздух в 1990 году. В августе 1991 года лайнер получил бортовой номер СССР-82042 и начал коммерческую эксплуатацию в авиакомпании «Волга-Днепр». После распада СССР, в 1993 году, самолету был присвоен новый номер – RA-82042.
Воздушное судно оснащено четырьмя турбореактивными двигателями Д-18Т производства запорожского КБ «Прогресс». К началу 2010 года на счету самолета было 4723 цикла «взлет-посадка» и более 21 тысячи летных часов. В 2009 году лайнер участвовал в авиашоу «Ульяновск 2009».
День происшествия
Днем 13 ноября в 12:09 самолет вылетел из аэропорта Толмачево с грузом автозапчастей весом 83,5 тонны. Конечной точкой маршрута должен был стать аэропорт Вена-Швехат в Австрии.
Однако уже спустя три минуты полета на борту случилось ЧП. Из второго двигателя пошел дым, после чего оборудование попросту разрушилось. События развивались стремительно: обломки двигателя пробили корпус, задели первый двигатель и крыло самолета. Следом пострадала система управления. Оценив ситуацию, командир воздушного судна Евгений Соловьев принял решение о немедленном возвращении в аэропорт. Самолет начал снижение.
Уже в 12:18 авиалайнер приземлился на полосу № 25. Посадка вышла жесткой. Так, авиалайнер с незаглушенным первым двигателем выкатился за пределы ВПП на 300 метров. Остановить работу поврежденного оборудования удалось лишь с помощью аварийных служб аэропорта.
В момент происшествия на борту самолета находились 14 человек: шесть членов экипажа и восемь технических специалистов. К счастью, никто не пострадал.
Причины и последствия аварии
Для установления причин произошедшего департамент воздушного транспорта Минтранса России организовал техническую проверку. Специалисты выделили две основные версии случившегося: техническая неисправность воздушного судна и возможные ошибки экипажа.
Авария отразилась на работе аэропорта. Воздушная гавань была закрыта до 14:30. В результате десять рейсов перенаправили на запасные аэродромы – четыре в Кемерово и шесть в Барнаул. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения воздушного транспорта, однако впоследствии делопроизводство было прекращено за отсутствием состава преступления.
Владелец воздушного судна – авиакомпания «Волга-Днепр» – приняла решение о временной остановке полетов всех самолетов Ан-124. Пострадавшее судно оставили в Толмачеве для проведения осмотра. Впоследствии экспертиза показала, что масштаб повреждений делает восстановление судна экономически нецелесообразным. По данным на сентябрь 2022 года проводились работы по утилизации самолета.
Другие авиакатастрофы близ Новосибирска
Еще одна авиакатастрофа у новосибирского аэропорта произошла 27 сентября 1959 года. Утром в понедельник самолет Ил-12 летел из Южно-Сахалинска в Москву. Аэропорт Толмачево стал пунктом промежуточной посадки. Несмотря на стремительное ухудшение погодных условий (видимость упала до 200–300 метров из-за тумана), руководитель полетов принял решение о посадке вопреки установленным правилам. При втором заходе на посадку самолет столкнулся с деревьями, повредил крыло и винты, после чего врезался в склон оврага.
Катастрофа унесла жизни всех находившихся на борту 29 человек, став крупнейшей в истории эксплуатации Ил-12. Расследование выявило множественные нарушения: неудовлетворительное состояние системы, отсутствие необходимого метеообеспечения и игнорирование требования о направлении самолета на запасной аэродром.
Не менее страшная трагедия произошла 26 сентября 1976 года. Тогда пилот Владимир Серков совершил самовольный взлет на самолете Ан-2 в Новосибирске. После полета над городом он направил воздушное судно на пятиэтажный жилой дом на улице Степной, 43/1.
Самолет столкнулся с фасадом между третьим и четвертым этажами, пробив в стене большую дыру. Возникший из-за разлива авиационного бензина пожар охватил часть здания. Обломки самолета упали на землю перед домом.
В результате трагедии погибли семь человек. Помимо пилота жертвами стали шестеро жильцов дома – трое детей и трое взрослых. На месте погибли двое детей-дошкольников из одной семьи. Их мать скончалась спустя несколько дней от инфаркта, не перенеся утраты. В больнице от полученных травм умер также четырехлетний мальчик, за которым последовала его мать. Еще одной жертвой стала 25-летняя женщина.
Причиной поступка камикадзе стала месть. Пилот направил самолет на дом, где жила его бывшая жена с ребенком и родителями. Однако в момент удара никого из членов семьи в квартире не было и погибли случайные люди.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1


