Ровно 74 года назад, 17 ноября 1951 года, близ Новосибирска произошло крушение авиалайнера Ил-12. Покрытый льдом самолет рухнул на землю, похоронив под обломками экипаж и 19 пассажиров. «ФедералПресс» детально воспроизвел события рокового дня.
Что известно о самолете
Ил-12 – двухмоторный низкоплан, предназначенный для пассажирских перевозок на малые и средние дистанции. Максимальная скорость – 407 км/ч на высоте двух тысяч метров, у земли – 366 км/ч. На борту авиалайнера могут разместиться 4–5 членов экипажа и до 32 пассажиров. В кодификации НАТО Coach значится как «междугородний автобус».
Печально известный Ил-12 с бортовым номером СССР-Л1775 произведен на московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» и выпущен 21 февраля 1949 года. После изготовления воздушное судно поступило в распоряжение 1-й отдельной авиагруппы гражданского воздушного флота. На момент происшествия его налет составлял 2007 часов.
Последний полет
Днем 17 ноября самолет прибыл в Новосибирск рейсом № 6 из Москвы. Экипаж под руководством командира П. П. Аверина должен был выполнить дополнительный рейс для транзитных пассажиров из Якутии в Москву.
Метеоусловия в аэропорту едва ли можно было назвать благоприятными. Так, в официальных прогнозах угроз не предвиделось, однако синоптики устно предупреждали руководство аэропорта о возможности обледенения.
Первый тревожный сигнал поступил в 15:34, когда авиалайнер Ли-2 прервал взлет из-за возникшего крена, вызванного обледенением. В 16:05 экипаж Ил-12 отказался от вылета, обнаружив, что лед с поверхностей самолета не удаляется. Специалисты пытались очистить корпус судна метлой.
К 16:10 температура резко опустилась до –4 °C и выпавший мокрый снег начал замерзать, образуя ледяную корку толщиной 12–15 мм.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, руководство аэропорта угроз не увидело, и в 16:22 Ил-12 начал взлет. Набрав высоту в 150 метров, самолет начал терять скорость. Экипаж убрал щитки и перевел двигатели на взлетный режим, но ситуацию это не спасло. В тот же момент на левом крыле произошел срыв потока. Самолет накренился и уже через минуту после взлета врезался левой плоскостью крыла в землю в 3100 метрах от торца посадочной полосы у карьера Мочище. От удара фюзеляж разрушился на три четверти длины и загорелся.
Причины катастрофы: лед на крыльях и человеческая халатность
Комиссия быстро установила причины катастрофы. При осмотре обломков было обнаружено, что поверхности самолета покрылись слоем льда толщиной 10–15 миллиметров. Ледяная корка образовалась на стабилизаторах, киле и крыльях, что сделало полет невозможным.
К трагедии привели несколько факторов.
- Обледенение самолета – воздушное судно выпустили в полет со значительным слоем льда на несущих поверхностях.
- Бездействие руководства – администрация аэропорта проигнорировала несколько тревожных сигналов от других экипажей, которые ранее сообщали об опасности обледенения.
- Ошибки экипажа – пилоты Ил-12 решились на взлет, хотя видели лед на самолете.
- Неточный прогноз погоды – метеорологическая служба не предупредила о резком похолодании и образовании гололеда.
Увы, нелетная погода и халатность ответственных лиц привели к человеческим жертвам. В момент авиакатастрофы на борту находились 19 пассажиров и четыре члена экипажа. Все они погибли под обломками самолета.
Другие авиакатастрофы с Ил-12
Другая трагедия в небе произошла 23 декабря 1948 года. Ил-12, предназначавшийся Узбекскому управлению ГВФ, взлетел с аэродрома им. Фрунзе без надлежащего оформления документов: без полетного задания, метеообеспечения и согласования с диспетчерскими службами.
В это же время транспортный самолет ТС-62 выполнял перегоночный рейс из Внукова в Быково на высоте 300 метров. Погодные условия были сложными: небо затянуло, шел снег.
В 15:25 в районе профилактория «Валуево» Ил-12 неожиданно вышел из облачности и столкнулся с ТС-62. От удара у транспортного самолета оторвало хвост, а Ил-12 потерял оба двигателя. Судна рухнули на землю с интервалом в 500–700 метров. Суммарно на борту самолетов находились 12 человек. Не выжил никто.
Расследование показало, что катастрофа произошла ввиду грубых нарушений экипажа Ил-12 и отсутствия должной координации.
Не менее страшная трагедия произошла 13 мая 1949 года. Самолет Ил-12 выполнял рейс Москва – Красноярск с промежуточными посадками. При заходе на полосу новосибирского аэропорта экипаж столкнулся с мощным грозовым фронтом. Самолет поразила молния, в результате чего второй пилот и бортрадист потеряли сознание. Командир экипажа, дезориентированный в условиях ливня и града, не справился с управлением. Самолет врезался в земляную насыпь в 12 километрах от аэропорта.
В момент трагедии на борту находилось 25 человек. Все они, к сожалению, погибли.
Ранее «ФедералПресс» делился подробностями жесткой посадки авиалайнера Ан-124 в Новосибирске. В момент приземления серьезно повредились крыло, фюзеляж и один из двигателей.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова


