Top.Mail.Ru
Происшествия
Новосибирская область
0

Авиакатастрофа близ Новосибирска: крушение самолета Ил-12 унесло жизни 23 человек

Самолет
В момент авиакатастрофы на борту находились 19 пассажиров и четыре члена экипажа

Ровно 74 года назад, 17 ноября 1951 года, близ Новосибирска произошло крушение авиалайнера Ил-12. Покрытый льдом самолет рухнул на землю, похоронив под обломками экипаж и 19 пассажиров. «ФедералПресс» детально воспроизвел события рокового дня.

Что известно о самолете

Ил-12 – двухмоторный низкоплан, предназначенный для пассажирских перевозок на малые и средние дистанции. Максимальная скорость – 407 км/ч на высоте двух тысяч метров, у земли – 366 км/ч. На борту авиалайнера могут разместиться 4–5 членов экипажа и до 32 пассажиров. В кодификации НАТО Coach значится как «междугородний автобус».

Печально известный Ил-12 с бортовым номером СССР-Л1775 произведен на московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» и выпущен 21 февраля 1949 года. После изготовления воздушное судно поступило в распоряжение 1-й отдельной авиагруппы гражданского воздушного флота. На момент происшествия его налет составлял 2007 часов.

Последний полет

Днем 17 ноября самолет прибыл в Новосибирск рейсом № 6 из Москвы. Экипаж под руководством командира П. П. Аверина должен был выполнить дополнительный рейс для транзитных пассажиров из Якутии в Москву.

Метеоусловия в аэропорту едва ли можно было назвать благоприятными. Так, в официальных прогнозах угроз не предвиделось, однако синоптики устно предупреждали руководство аэропорта о возможности обледенения.

Первый тревожный сигнал поступил в 15:34, когда авиалайнер Ли-2 прервал взлет из-за возникшего крена, вызванного обледенением. В 16:05 экипаж Ил-12 отказался от вылета, обнаружив, что лед с поверхностей самолета не удаляется. Специалисты пытались очистить корпус судна метлой.

К 16:10 температура резко опустилась до –4 °C и выпавший мокрый снег начал замерзать, образуя ледяную корку толщиной 12–15 мм.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, руководство аэропорта угроз не увидело, и в 16:22 Ил-12 начал взлет. Набрав высоту в 150 метров, самолет начал терять скорость. Экипаж убрал щитки и перевел двигатели на взлетный режим, но ситуацию это не спасло. В тот же момент на левом крыле произошел срыв потока. Самолет накренился и уже через минуту после взлета врезался левой плоскостью крыла в землю в 3100 метрах от торца посадочной полосы у карьера Мочище. От удара фюзеляж разрушился на три четверти длины и загорелся.

Причины катастрофы: лед на крыльях и человеческая халатность

Комиссия быстро установила причины катастрофы. При осмотре обломков было обнаружено, что поверхности самолета покрылись слоем льда толщиной 10–15 миллиметров. Ледяная корка образовалась на стабилизаторах, киле и крыльях, что сделало полет невозможным.

К трагедии привели несколько факторов.

  • Обледенение самолета – воздушное судно выпустили в полет со значительным слоем льда на несущих поверхностях.
  • Бездействие руководства – администрация аэропорта проигнорировала несколько тревожных сигналов от других экипажей, которые ранее сообщали об опасности обледенения.
  • Ошибки экипажа – пилоты Ил-12 решились на взлет, хотя видели лед на самолете.
  • Неточный прогноз погоды – метеорологическая служба не предупредила о резком похолодании и образовании гололеда.

Увы, нелетная погода и халатность ответственных лиц привели к человеческим жертвам. В момент авиакатастрофы на борту находились 19 пассажиров и четыре члена экипажа. Все они погибли под обломками самолета.

Другие авиакатастрофы с Ил-12

Другая трагедия в небе произошла 23 декабря 1948 года. Ил-12, предназначавшийся Узбекскому управлению ГВФ, взлетел с аэродрома им. Фрунзе без надлежащего оформления документов: без полетного задания, метеообеспечения и согласования с диспетчерскими службами.

В это же время транспортный самолет ТС-62 выполнял перегоночный рейс из Внукова в Быково на высоте 300 метров. Погодные условия были сложными: небо затянуло, шел снег.

В 15:25 в районе профилактория «Валуево» Ил-12 неожиданно вышел из облачности и столкнулся с ТС-62. От удара у транспортного самолета оторвало хвост, а Ил-12 потерял оба двигателя. Судна рухнули на землю с интервалом в 500–700 метров. Суммарно на борту самолетов находились 12 человек. Не выжил никто.

Расследование показало, что катастрофа произошла ввиду грубых нарушений экипажа Ил-12 и отсутствия должной координации.

Не менее страшная трагедия произошла 13 мая 1949 года. Самолет Ил-12 выполнял рейс Москва – Красноярск с промежуточными посадками. При заходе на полосу новосибирского аэропорта экипаж столкнулся с мощным грозовым фронтом. Самолет поразила молния, в результате чего второй пилот и бортрадист потеряли сознание. Командир экипажа, дезориентированный в условиях ливня и града, не справился с управлением. Самолет врезался в земляную насыпь в 12 километрах от аэропорта.

В момент трагедии на борту находилось 25 человек. Все они, к сожалению, погибли.

Ранее «ФедералПресс» делился подробностями жесткой посадки авиалайнера Ан-124 в Новосибирске. В момент приземления серьезно повредились крыло, фюзеляж и один из двигателей.

Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.