Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Мифы и факты о платных дорогах: кто получает выгоды от строительства современных трасс

Платные дороги – это не про деньги за проезд, а про развитие всей транспортной системы России
Платные дороги – это не про деньги за проезд, а про развитие всей транспортной системы России

В России ежегодно растет протяженность платных дорог. Причем как федерального значения, так и региональных и городских автострад. По состоянию на 2025 год их общая протяжённость в стране уже превышает 3,5 тыс. км. Проезды по таким трассам вызывают как восторг от скорости движения и качества покрытия, так и недовольство трафиком и тарифами. Как устроены платные трассы, куда уходят эксплуатационные сборы и почему в данном случае платить всё же выгодно? «ФедералПресс» изучил проблематику и готов развенчать распространённые мифы.

Где есть платные дороги в России?

Для начала вспомним, какие платные автотрассы есть в России и что они собой представляют.

Сейчас в стране уже эксплуатируется несколько платных дорог федерального значения, объединяющих 21 регион.

Как правило, они имеют от 4 до 10 полос, а разрешенная скорость движения транспорта составляет до 110–130 км/ч. Ключевые среди них – трассы М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток», а также обходы крупных городов в регионах.

М-1 общей протяженностью 456 км, из которых 59 км приходятся на платные участки, проходит по территории Московской и Смоленской областей до границы с Беларусью. Сейчас трасса реконструируется на территории Московской области для доведения её параметров до норм высшей технической категории.

М-4 от Москвы до Новороссийска общей протяженностью 1542 км, включая 1105 км платных участков, проходит через Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области, Республику Адыгея и Краснодарский край. Появившаяся в середине прошлого века в двухполосном формате, за последнее время она расширилась вдвое и более благодаря реконструкции, а для вывода транзитного трафика из населенных пунктов были построены скоростные обходы.

М-11 протянулась на 669 км от МКАД до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга через Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области в обход населенных пунктов и на всем протяжении является платной – 666,1 км. Дорога была построена параллельно трассе М-10 «Россия», пересекая ее через транспортные развязки на некоторых участках, что позволяет переключать транспортные потоки. На сегодня это единственная в России автодорога, где в летний сезон официальная разрешенная скорость для легковых автомобилей составляет 130 км/ч – это верхняя граница, согласно ПДД РФ.

М-12 связывает Москву и Екатеринбург. Протяженность – 1980 км. При этом на этом маршруте есть как платные участки (Москва – Казань и Дюртюли – Ачит), так и бесплатные участки на территории Татарстана и Свердловской области. Участок протяженностью 810 км от Москвы до Казани был построен за три года, еще два года ушло на строительство участка Дюртюли – Ачит. Трасса объединяет Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашия, Татарстан и Башкортостан, а также Пермский край и Свердловскую область.


От чего зависит тариф на платных дорогах?

Тарифы на платных участках дорог формируются по двум параметрам: 1) тарифная группа транспортного средства (их всего 4 и всё зависит от количества осей и высоты ТС); 2) дня недели. Эта разбивка применяется на М-1, М-3, М-4 и М-11, то есть на дорогах со шлагбаумами. На дорогах со «свободным потоком» (ЦКАД, А-289 и М-12, относящихся к «Автодору») действует всего один параметр – тарифная группа ТС. Есть дороги, на которых тариф варьируется в зависимости от будней (понедельник – четверг) и выходных (пятница – воскресенье) – такой параметр применяется на М-4 «Дон».

Водители легковых авто заплатят меньше, грузовиков – больше денег.

Внедренная на участке Дюртюли – Ачит трассы М-12 система бесконтактной оплаты «Свободный поток» и также барьерная система со шлагбаумом предусматривают разделение тарификации на три участка: Дюртюли – Бураево, Бураево – Октябрьский, Октябрьский – Ачит.

На всех дорогах для водителей, не оплативших проезд, предусмотрен штраф: 1500 рублей для легковых авто и 5000 рублей для грузовых.

Развенчиваем мифы о платных дорогах

«ФедералПресс» поговорил с нескольким десятком российских автомобилистов, мнения которых относительно пользования платными дорогами разделились. Одни считают, что такие трассы существенно упрощают межрегиональное передвижение, экономя время. Другие не видят разницы между платными и бесплатными дорогами, а также смысла платить за проезд, полагая, что платные трассы невыгодны и от них выигрывают только богатые.

Какие стереотипы и мифы существуют на этот счет среди водителей?

фото

Миф 1. «Платные дороги ничем не отличаются от бесплатных»

Это один из самых устойчивых стереотипов. Казалось бы, асфальтовое покрытие везде одинаковое. Однако современная платная дорога – это не только дорожное полотно, но и многоуровневая инфраструктура, комплекс инженерных сооружений и цифровых решений, которые невозможно не заметить. Такие трассы включают развязки, мостовые конструкции, освещение, шумозащитные экраны, экодуки, «умные» информационные табло, рекомендующие соблюдать определенную скорость движения транспортного средства, системы метеоконтроля, предупреждающие о плохой видимости и гололедице, а также видеокамеры для контроля дорожной обстановки и фиксации нарушений. Всю эту инфраструктуру необходимо своевременно обслуживать. Не стоит забывать и об уборке и ремонтах.

Кроме того, там, где строят и эксплуатируют платные дороги, там чаще и активнее развивается частный бизнес – а это не только прибыли предпринимателей, но и удобство и комфорт водителей, а также налоги в бюджет. По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), научного руководителя, транспортного эксперта Михаила Блинкина, «дорожная инфраструктура – это не только сама дорога, но и все, что с ней связано, включая заправки и парковки».

«При советской власти у нас было 60 машин на тысячу человек, сейчас – 400, а в отдельных городах – 600. Поэтому вопрос дорог стоит остро, и строят их как на государственные, так и на частные деньги. Но после строительства дороги надо развивать дорожный сервис и бизнес туда приходит. Посмотрите на платные межрегиональные трассы: туда заходит бизнес и бизнес там становится прибыльным. Это говорит о том, что развиваются дороги, люди по новым дорогам едут. Остается социальный вопрос: что делать с небольшими дорогами, где еще едут люди? Им же надо заправлять, а машин там мало и заправки работают в убыток. Но это уже вопрос регионального дорожного хозяйства. На федеральных платных дорогах такой проблемы нет», – поделился с «ФедералПресс» своим мнением эксперт.

Как отмечал в интервью «ФедералПресс» на площадке Транспортной недели в Москве председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, также на дорожной сети госкомпании проводится системная работа по созданию комплексной инфраструктуры для комфорта семей с детьми. В частности, в настоящее время на скоростных трассах работают 127 многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ), из которых свыше 50 МФЗ реализованы в новом формате.

Миф 2. «Платные дороги раньше были бесплатными»

Это абсолютно неверное утверждение. Ключевые платные трассы в России, как ЦКАД или А-289, М-11 «Нева», М-12 «Восток», обходы крупных населённых пунктов были построены относительно недавно. И потому их трудно отнести к советскому наследию. Есть участки, которые в последние годы были полностью реконструированы – не только с заменой дорожного полотна, но и с возведением современных инженерных сооружений. И вложенные в данные проекты силы и инвестиции соизмеримы со строительством новых трасс.

Миф 2. «Платные дороги тоже загружены»

Плотный трафик на платных дорогах является исключением из правил. Они возникают не часто и почти всегда связаны с дорожным инцидентом, а не с пропускной способностью. Чтобы подобных ситуаций не возникало, операторы Центров управления движением, ведущие наблюдение за дорогами круглосуточно в онлайн-режиме, незамедлительно направляют на место происшествия патрули и корректируют потоки машин.

Миф 4. «Платные дороги зарабатывают за счёт штрафов»

Это тоже распространённое заблуждение. Ведь штрафы на дорогах относятся к компетенции исключительно Ространснадзора. Поэтому штрафы идут в казну государства, тогда как плата за проезд – на содержание трассы, которое обходится недешево. Чего только стоят ремонты дорожных участков. По данным Минтранспорта России, в 2024 году по сравнению с 2023 годом стоимость реконструкции полосы трассы четвертой категории (трасса без разделителей одна или две полосы) выросла на 73 %, а капремонт дорог второй категории (двух или четырехполосных) подорожал на 36,7 %.

Видеокамеры, установленные на протяжении всей платной дороги, помогают не только штрафовать нерадивых водителей, но и следить за безопасностью и снижать риски, фиксировать аварии, контролировать движение.

фото

Миф 5. «Платные дороги непопулярны»

Это не соответствует действительности хотя бы потому что объем потока по платным дорогам России растет. По данным оператора большинства платных трасс – ГК «Автодор», по итогам 2024 года количество проездов по находящимся в ведении госкомпании платным дорогам выросла более чем на 30 %. Наибольшая динамика наблюдалась на трассах М-4 (+24 %) из-за перераспределения логистических и туристических потоков, а также по-прежнему закрытых аэропортов на юге страны и М-12 в связи с открытием движения от Москвы до Казани. Кроме того, на 6 % возрос трафик на дороге М-1, на 5–14 % – на других платных трассах.

Статистика «Автодора» свидетельствует о том, что треть всех проездов приходится на автобусы и грузовики. Водители предпочитают пользоваться платными магистралями из-за качества покрытия, высокоскоростного режима, экономии времени перемещения, безопасности. Кроме того, платные дублёры разгружают бесплатные дороги.

Потоки по ним увеличиваются, даже несмотря на ежегодную индексацию тарифов.

Миф 6. «Платные дороги дорожают постоянно и беспричинно»

Рост тарифов за пользование платными дорогами зависит от ситуации в экономике. Индексация тарифов происходит ежегодно, как в других отраслях. Иногда «Автодор» вынужден точечно корректировать стоимость проезда на разных участках, в зависимости от увеличивающегося трафика и изменяющихся расходов на их содержание.

Как ранее писал «Ъ», в 2024 году доходы госкомпании от взимания платы за проезд по платным трассам повысились на 50 % с 80,2 млрд до 121,8 млрд рублей на фоне ввода в эксплуатацию новых участков и роста популярности платных дорог среди автомобилистов. Но и расходы на эксплуатацию и содержание таких дорог постоянно растут. Всего в 2010–2024 годах «Автодор» привлек в строительство новых трасс около 1 трлн рублей. Стоит добавить, что средства инвесторов идут на строительство и реконструкцию. Деньги с оплаты проезда водителями – на возврат заемного финансирования, эксплуатацию дорог, проведение ремонтных работ, когда приходит срок их выполнить, и обеспечение безопасности на трассах.

Миф 7. «Платные дороги бесполезны»

На самом деле польза от строительства и эксплуатации платных дорог колоссальная – и для автомобилистов, которые по ним ездят, и для жителей регионов, через которые эти трассы проходят.

Во-первых, по платной дороге можно добраться из точки А в точку Б за фиксированное время, потому что на них нет светофоров, переходов и других элементов, которые тормозят движение. Кроме того, скорость на таких дорогах выше, а значит и добраться до места назначения можно быстрее.

Во-вторых, проезд по таким трассам безопасен. За дорогой следят по камерам, работают аварийные комиссары, а встречные потоки разделены отбойниками, что исключает самые страшные столкновения – лобовые.

В-третьих, на таких магистралях хорошо развита инфраструктура, имеются современные заправочные комплексы, автосервис, магазины, кафе и зоны отдыха.

В-четвертых, их строительство всегда увязано с развитием дорожной инфраструктуры транзитного региона. К примеру, при строительстве дороги М-12 «Восток» от Москвы до Казани было обустроено 19 транспортных развязок с федеральными и основными региональными дорогами, возведено свыше 320 искусственных сооружений, в том числе три уникальных моста: вантовый через Оку, монолитный через Суру и 3-километровый через Волгу. А, согласно утвержденному распоряжением правительства РФ от 31 марта 2025 года №768-р шестилетнему плану дорожной деятельности, всего до 2030 года в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в России предполагается построить и реконструировать свыше 3,7 тыс. км автодорог и 50 обходов населённых пунктов на магистралях федерального и регионального значения. Объём финансирования составит 9,2 трлн рублей.

«Дорожные обходы городов играют важную роль в разгрузке уличной сети и повышении безопасности движения. Они позволяют вывести транзитный транспорт за пределы населенных пунктов, что снижает пробки, уменьшает уровень шума и улучшает экологическую обстановку. Благодаря таким решениям водителям не приходится тратить время на медленный проезд через город, а жители получают более спокойные и комфортные улицы», – комментировал ранее замглавы правительства РФ Марат Хуснуллин.

Нельзя забывать и о том, что расширение скоростной дорожной сети способствует активному развитию в России внутреннего туризма. Так, по словам главы «Автодора» Вячеслава Петушенко, в последние годы в связи с ростом количествам путешествий россиян по стране появился дополнительный спрос на размещение в придорожных отелях, и в 2024-2025 годах на скоростных трассах госкомпании и в непосредственной близости от них открылись девять гостиниц.

Миф 8. «Платная поездка всегда невыгодна»

Напротив, проезд по платной дороге выгоден как водителям грузовых, так и легковых автомобилей. Особенно предпочитают пользоваться скоростными трассами логистические компании. Это возможность ускорить доставку / поездку и повысить эффективность. Учитывая разрешенную высокую скорость движения, отсутствие перекрестков и светофоров, развитую инфраструктуру и освещенность, а также предсказуемость пути, и те и другие имеют возможность добраться до пункта назначения с комфортом, без пробок и дешевле, чем на поезде или самолёте. Особенно, если речь идёт о длинных дистанциях и поездках семьей.

Платные дороги становятся актуальны в сезон отпусков и массовых поездок, а также в условиях отсутствия авиа- и железнодорожных билетов. В последнем, кстати, убедилась автор этих строк, когда из-за отмены авиарейсов, транспортного коллапса в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга и отсутствия в продаже билетов на поезда пришлось преодолеть путь между двумя городами на автомобиле по платной дороге М-11, тогда как другие пассажиры были вынуждены ожидать своих вылетов на данном маршруте двое суток.

Выводы

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что платные дороги – это не про деньги за проезд, а про развитие всей транспортной системы России: строительство качественных и высокоскоростных дорог, мостов, развязок, обходов, уводящих транзитные потоки от городов, отсутствие пробок, сервиса. Это новый стандарт, улучшение экологической обстановки и выбор. Чем больше таких проектов в стране, тем комфортнее и качественнее жизнь россиян.

«Самое главное достижение скоростных дорог – города стали ближе, и люди могут жить в нормальных для себя условиях, не переезжая в мегаполисы. И спокойно заниматься семьёй, вести жизнь так, как удобно», – отметил глава «Автодора» Вячеслав Петушенко.

Скоростные трассы в России нужны. Поэтому они будут развиваться и дальше в структуре всего дорожно-транспортного комплекса страны.

Фото предоставлены пресс-службой ГК «Автодор»

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.