2025 год выдался непростым для южноуральских металлургов. Большинство компаний существенно сократили финансовые и производственные показатели. Причина – падение спроса на фоне высокой ключевой ставки. Прогнозы на 2026 год диаметрально противоположны. О том, каковы предварительные итоги в металлургии Челябинской области за прошедший год и что ждет сталелитейщиков в 2026-м, – в материале «ФедералПресс».
Производство и потребление металла падают
Российские металлургические компании, в том числе из Челябинской области, отчитываются за III квартал, и итоговые цифры за год мы начнем узнавать только в феврале.
Тем не менее из данных Росстата и из отчетности компаний за 9 месяцев 2025 года видно, что год выдался сложным, отмечает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. По официальной статистике, в январе-октябре производство в РФ чугуна в годовом сравнении сократилось на 1,6 %, нелегированной стали – на 2 %, готового проката – на 5,3 %, трубной продукции – на 11,9 %.
«Из этих цифр видно смещение с выпуска конечной продукции на первичный металл, что связно с продолжающимся сжатием внутреннего спроса на металлопродукцию в условиях высокой ключевой ставки Банка России», – комментирует «ФедералПресс» Алексей Калачев.
По оценкам металлургов, потребление стали в РФ сократится в этом году на 14 %. В то же время, по данным РЖД, перевозка продукции черной металлургии на экспорт по железной дороге за 10 месяцев 2025 года выросла на 14,3 %. Это значит, что производители стараются продать на экспорт больше стали, несмотря на низкие цены, чтобы сохранить загрузку мощностей, делает вывод эксперт.
Южноуральские металлурги фиксируют отрицательные результаты
Уходящий в историю 2025 год для металлургических предприятий Южного Урала отметился уменьшением производства: согласно данным Челябинскстата, выплавка стали в январе-октябре сократилась на 9 %, до 11,7 млн тонн, выпуск стального проката – на 9,5 %, до 9,7 млн тонн.
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, столь сильный спад обусловлен, с одной стороны, стагнацией спроса на стальную продукцию со стороны строительства, промышленности и топливно-энергетического комплекса (на них давит высокая ключевая ставка и санкции), с другой же – ограниченными возможностями для экспорта (опять-таки из-за санкций) и его низкой маржинальностью по имеющимся направлениям. В результате металлургические заводы Южного Урала явно сбавили обороты.
Крупнейшее на Урале предприятие отрасли ММК за 9 месяцев 2025 года сократило производство чугуна на 10,6 % (г/г), производство стали – на 13,7 %, продажи металлопродукции – на 10,4 %. Падение производства объясняется частично сокращением спроса, а частично – капитальными ремонтами в доменном и прокатном переделе.
Финансовые результаты ММК за 9 месяцев 2025 года по МСФО отражают как сокращение производства, так и снижение цен на металлопродукцию на внутреннем рынке, отметил Алексей Калачев. Выручка ММК сократилась на 23 %, до 464,1 млрд рублей, чистая прибыль упала на 84,3 %, до 10,7 рублей, свободный денежный поток ушел в отрицательную зону, составив минус 2,6 млрд рублей.
ЧМК, по данным бухгалтерской отчетности по РСБУ, за 9 месяцев 2025 года сократил выручку на 15,9 %, до 111,2 млрд рублей, и увеличил чистый убыток почти в три раза, до 9,6 млрд рублей.
Ашинский метзавод, по данным бухгалтерской отчетности по РСБУ, за 9 месяцев 2025 года сократил выручку на 29,7 % (г/г), до 20,8 млрд рублей, и получил чистый убыток в размере 0,8 млрд рублей против прибыли в размере 14,7 млрд рублей годом ранее.
ЧТПЗ, по данным бухгалтерской отчетности по РСБУ за 9 месяцев 2025 года, сократил выручку на 28,6 % (г/г), до 24,7 млрд рублей. Чистая прибыль упала на 60,6 %, до 9,1 млрд рублей.
Среди металлургов Южного Урала в этом году неплохо обстоят дела разве что у ЧКПЗ. По данным бухгалтерской отчетности по РСБУ за 9 месяцев 2025 года, выручка ЧКПЗ увеличилась на 8,3 % (г/г), до 78,6 млрд рублей, а чистая прибыль выросла на 30 %, до 2,6 млрд рублей. Завод производит изделия для железнодорожного машиностроения, автомобилестроения и специальной техники. Возможно, его поддержала работа на оборонный сектор машиностроения, который единственный показывает рост в этом году, считает аналитик «Финама» Алексей Калачев.
Что касается ЮГК, то это отдельная история, говорит эксперт. Сектор золотодобычи находится на подъеме в этом году благодаря сильному росту стоимости золота. Однако ЮГК это не помогло из-за претензий к экологии и безопасности на рудниках и из-за изъятия доли главного акционера в доход государства. По данным бухгалтерской отчетности по РСБУ за 9 месяцев 2025 года, выручка ЮГК сократилась на 12,7 % (г/г), до 17,7 млрд рублей, а чистый убыток вырос более чем в полтора раза и составил 5,1 млрд рублей.
Надежда на завтра
В «Финаме» по мере снижения ключевой ставки Банком России в 2026 году ожидают стабилизации спроса на сталь, а со второй половины года оживления инвестиционной активности со стороны строительной отрасли и машиностроения. В этом случае результаты металлургов в 2026 году начнут восстанавливаться. Относительно ЮГК ожидается, что государство в 2026 году продаст контроль над группой новому собственнику. «Будем надеяться, что это поможет компании выйти из кризиса», – сказал Алексей Калачев.
Леонид Хазанов менее оптимистичен в своих прогнозах.
«На 2026 год особых предпосылок для роста активности в металлургии Челябинской области не предвидится – слишком уж сложной остается макроэкономическая среда, и, исходя из нее, можно ожидать очередного спада», – прокомментировал «ФедералПресс» эксперт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева


