Несмотря на кризис в угольной отрасли в целом, связанный с убытками угольных компаний и снижением спроса, потребность в активированном угле сохраняется благодаря его применению в очистке воды и промышленности. Он широко используется в водоподготовке, очистке воздуха, пищевой и фармацевтической промышленности, металлургии и золотодобыче. Другими словами, затрагивает большую часть производственных компаний. Эксперт Владимир Угрюмов рассказал «ФедералПресс», как российские компании адаптируются к новым вызовам,связанным с дефицитом угля.
Растущий спрос со стороны различных отраслей, включая очистку воды, фильтрацию воздуха и накопление энергии, связан с вопросами экологической устойчивости.
Согласно последним исследованиям, на водоочистку и экологию приходится 35 % потребления активированного угля в России, на медицину и фармацевтику – 25 %, на пищевую промышленность – 20 %, на промышленные процессы (металлургия, химия) – 15% и на бытовое использование – 5 %.
Все больше предприятий, стремясь к более экологичным и производительным методам, внедряют решения на основе кокосового угля. В первую очередь это предприятия пищевой промышленности, которые используют активированный уголь для очистки бутилированной воды. Благодаря своей пористой структуре, он адсорбирует нежелательные вещества, улучшая свойства воды. По некоторым данным, более 80 % напитков, которые мы сейчас видим на полках магазинов, в процессе своего производства проходят этап адсорбции активированным углем марки NWC.
С чем связан дефицит угля
Согласно данным TK-Solutions, в начале 2025 года производство активированного угля выросло на 155,6 % к уровню января прошлого года и составило 1524 тонн. Лидирующие российские регионы по производству активированного угля – Приволжский, Сибирский и Северо-Западный.
Примечательно, что рост производства российского активированного угля наблюдается на фоне азиатского кризиса углепрома, начавшегося в конце 2024 года. Неурожай кокосов в отдельных регионах, а также скачок потребления кокосового угля крупными золотодобывающими компаниями привели к резкому повышению цен на уголь из кокосовой скорлупы. Так, за последний год, начиная с декабря 2024 года, цена на кокосовый уголь выросла минимум на 30 %, а на высокопрочный кокосовый уголь фракции 6x12 (используется в золотодобыче) цена за тонну выросла в два раза. Котировки мировых производителей активированного угля в 2025 году также демонстрируют общую тенденцию к росту.
Азиатский кризис углепрома неминуемо повлиял на производство и экспорт активированного угля в РФ. Закупка большей доли мирового объема активированного угля крупными игроками золотодобычи и стабильно растущая цена вызвали дефицит активированного угля на российском рынке. Заметно выросли сроки поставки продукта. По опыту прошедшего года, сроки поставки продукции на российском рынке увеличились с 2–3 месяцев до 4–6 месяцев – то есть практически в два раза. В условиях дефицита на рынке появилось и заметное количество контрафактной продукции. Это особенно важно, потому что не у всех заказчиков хватает компетенций и ресурсов определить контрафактную продукцию по определенным характеристикам, а значит велик риск, что потребители также получают некачественную продукцию
На сегодняшний день в РФ единицы компаний производят и поставляют на российский рынок активированный уголь достойного качества. Если мы говорим о его качестве, то этот продукт, должен отвечать требованиям по зольности, быть изготовленным из первоклассных материалов, обладать однородной структурой, без примесей. В его составе – минимальное количество мелкой фракции, поскольку мелкие частицы не только не способствуют сорбции, но и забивают технологические отверстия, снижая производительность оборудования. Уголь, который отвечает заявленным требованиям, наиболее эффективно решает задачи по очистке.
Выйти из кризиса
Российским компаниям следует адаптироваться к изменениям на рынке. В первую очередь, обратить свое внимание на опытных, зарекомендовавших себя на российском рынке производителей и поставщиков активированного угля.
Убедиться, что у поставщика есть опыт работы с отраслью заказчика и он понимает потребности, может грамотно и быстро рассчитать объем для расчета логистических расходов, понимает, как правильно транспортировать активированный уголь.
Также важно обратить внимание на планирование и логистику: для минимизации рисков закупаться максимально заранее. Производители активированного угля рекомендуют планировать и размещать заказы за 4–6 месяцев и выбирать партнеров с опытом грузов в отдаленные регионы, а еще лучше – с коротким логистическим плечом и производственными мощностями в регионах. Это особенно важно для избежания форс-мажоров, которые в свою очередь ведут к убыткам. Например, компании необходимо поставить активированный уголь на Дальний Восток или в регионы, куда поставка возможна только в летний/зимний период времени. В случае несвоевременного оформления заказа существует риск задержек с поставкой, так как сроки доставки железнодорожных грузов в текущих условиях увеличились. При выборе, например, автодоставки, покупатель может столкнуться с ситуацией, когда стоимость доставки превысит цену самого товара. Опытный поставщик обязан предложить оптимальные варианты транспортировки. Покупателю стоит помнить, что чем раньше оформлен заказ, тем больше времени для поиска наиболее выгодных маршрутов, снижения затрат и своевременной отгрузки товара.
В целом мировой рынок активированного угля на сегодняшний день показывает устойчивый рост, что может создать дополнительные возможности для российских производителей, если они смогут конкурировать на международном уровне. По прогнозам специалистов, к 2026 году рынок активированного угля может достичь 18–20 млрд руб.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева


