Создание новых особых экономических зон остановят до разработки единых подходов к ним и территориям опережающего развития. Такое решение приняли после доклада главы контрольного управления президента Константина Чуйченко.
В нем говорится, что за последние десять лет на создание тридцати трех ОЭЗ потратили более 185 миллиардов рублей, из которых 122 – из федерального бюджета. В апрельском отчете Счетной палаты упоминалась необходимость доработать принципы управления ОЭЗ. Добавим, ОЭЗ — территория в регионах с юридическими и экономическими льготами для работы предпринимателей. Их создали в 2005 году. В начале года в РФ действовало тридцать три зоны. В 2014 году правительство предлагало остановить работу двух ОЭЗ из-за отсутствия инвесторов. Комментирует генеральный директор НПАО «Российско-Европейский инвестиционный консорциум» Павел Геннель:
«Да, действительно, за прошедшие 10 лет на создание 33 особых экономических зон, по данным Счетной палаты, было потрачено 186 млрд. рублей и создание 1 рабочего места обошлось бюджету в 10 млн рублей. При этом привлечь удалось около 400 инвесторов, большая часть которых занималась созданием инфраструктуры ОЭЗ – в первую очередь, строительством, а другая часть использовала эти зоны как внутренний офшор.
Слабый интерес бизнеса к ОЭЗ связан с тем, что они часто расположены в местах, слабо подходящих для организации высокотехнологичного бизнеса, проблемных с точки зрения логистики и обеспечения трудовыми ресурсами, а также не имеют внятной концепции развития, предусматривающей кто, что и зачем там должен производить.
При этом предоставляемые в рамках этих зон налоговые и таможенные льготы пока не оправдывают вложений в создание серьезных производств. Возможно, через несколько лет, когда налоговая нагрузка в России дойдет до показателей, сравнимых с европейскими, такие льготы будут интересны, однако, пока рассчитывать на их привлекательность, как мы видим, не приходится.
Проект создания ОЭЗ мог бы быть более эффективным, если бы с самого начала в него были заложены более привлекательные условия или была бы выбрана иная концепция, базирующаяся, например, на создании научно-производственных кластеров вокруг существующих «корневых» предприятий как это делается, например, в Китае. Однако и то, и другое существенно повлияло бы на собираемость налогов и таможенных сборов и, вероятно, в этом вопросе Минэкономразвития так и не смог продавить сопротивление Минфина и ФТС».