Удивление общественности Новосибирска вызвали обнародованные данные о бюджете Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина. Своим мнением об этом с «ФедералПресс» поделился предприниматель Александр Савин, который в 80-е годы курировал культуру в новосибирском обкоме КПСС, а позже руководил областной филармонией и театром «Балет Новосибирск-100»:
«Хорошо помню, как давным-давно спорили с маэстро Арнольдом Кацем о проведении Рождественских фестивалей в Новосибирске, решая вопрос, можно ли его проводить в декабре, когда разгар католического, но не православного праздника. Помню, как потом набирал вес фестиваль «Классика и современность», для которого составлялись программы с видными интересными исполнителями. Но мечта о фестивале мирового уровня, который бы проходил в отличном концертном зале, оставалась в Новосибирске всегда. Маэстро ушел, но нам на счастье остался его последователь – много лет отработавший с ним Лев Крокушанский, руководивший Новосибирским академическим симфоническим оркестром. Именно он, дождавшись завершения строительства концертного зала имени Каца, убедил старого друга оркестра, уроженца Новосибирска, выдающегося скрипача современности Вадима Репина организовать проведение такого фестиваля.
Но, как всегда, хотели как лучше. Я даже предположить не мог, что все финансирование Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина проходит за счет областного бюджета, полагая, что это федеральное министерство расщедрилось. Но получилось, что министерство культуры Новосибирской области от скромного своего бюджета отрезало на это мероприятие основательный ломоть, а ему даже не дали возможности участвовать в определении титульного листа фестиваля и исполнителей!
Можно спорить, нужен ли такой фестиваль каждый год, или достаточно его проводить один раз в два или три года, или может ли министерство культуры использовать эти ресурсы для более важных проектов? Сколько людей, столько и мнений. Но, господа, товарищи! Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы посчитать, что при ежегодном бюджете в 40 млн рублей каждый концерт фестиваля обходится в 3,6 млн. рублей. Если учесть, что гонорар исполнителя академической музыки из первого ряда обычно находится в пределах 15 тысяч евро, то получается, что на деньги бюджета Транссибирского фестиваля можно ежемесячно привозить в город несколько звезд первой величины.
Но любой фестиваль это событие, где на строго определенном отрезке времени сосредоточено большое количество интересных концертов. Поэтому у любого человека жадно стремящегося припасть к этому источнику, возникает несколько проблем. Первая: где взять столько времени? Вторая, серьезней: где взять столько денег? Не секрет, что любители классической музыки – это не персоны из списка «Форбс». Даже при обычной цене на билеты, это удар по семейному бюджету. Но уже сегодняшние цены на билеты фестиваля, это нечто за гранью разумного. Это цены даже для Москвы большие. Понятно, что было определенное количество льготных билетов. Ясно, что кому-то они достались даром. Видно было, как руководство филармонии спохватывалось и в пожарном порядке забивало залы, чтобы не было пустых мест. Могу предположить, что средний показатель продажи билетов был около 65 процентов. В то время как на открытиях-закрытиях фестиваля регулярно наблюдается аншлаг, на остальных программах было менее половины зала.
Считаю, что сегодня необходимо провести серьезнейший разговор над концепцией фестиваля, его рамками. А Крокушанскому Льву Григорьевичу и Вадиму Репину – большое человеческое спасибо!