Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Дело менеджеров структур «Реновы» – сигнал Виктору Вексельбергу»

Руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов - о том, почему арест Бориса Вайнзихера и Евгения Ольховика выходит далеко за пределы борьбы правоохранительных органов с коррупцией.

«В течение ближайшего периода, который ожидается после думских выборов и затронет и президентские выборы, будут происходить довольно масштабные трансформации в стране – так называемая «перезагрузка элит». В большей степени это связано с предстоящей сменой политических поколений – будут приходить новые менеджеры, новые управленцы, новые политики. Даже сам президент в интервью Bloomberg начал говорить о том, какой должна быть новая фигура президента России, хотя пока речь об его уходе не идет.

Как следствие смены управленцев возникает вопрос относительно таких явлений как российский олигархат – сейчас становится актуальным всегда существовавший тренд так называемой деолигархизации. Активы крупнейших русских олигархов, сформировавшихся в 1990-е и 2000-е годы, во многом не являются их накопленным капиталом – чаще всего это достояние страны, созданное трудом народа.

Можно сохранять ситуацию такой, какой она была в период хорошей экономической конъюнктуры. Но в период, когда в стране кризис, происходит некоторое перераспределение богатств в стране. С этим связаны антикоррупционные истории, которые затрагивают чиновников, накопивших большие состояния не вполне законным путем, это же касается и олигархов.

Последние громкие уголовные дела, в том числе уголовное дело в отношении Бориса Вайнзихера и Евгения Ольховика, вполне могут быть сигналом для элиты, вежливым предупреждением элите о том, что грядут некоторые перемены в их экономическом положении. Нельзя больше оставаться в таком виде, в каком олигархи ранее существовали. Ожидаются реформы.

И в первую очередь перемены коснутся тех, кто когда-то прокололся, проявил нелояльность власти или старался «вести свою игру». Если смотреть на кадровую политику Владимира Путина в последнее время, можно заметить, что он приближает людей не коррумпированных, не богатых, но в то же время функциональных, эффективных. Если говорить историческими аналогиями, на первые роли выходит некое служивое дворянство – то есть люди, способные не только владеть каким-то активом, но и приумножать его и непосредственно участвовать в управлении государством. Думаю, это важный фактор, который также необходимо учитывать.

Виктор Вексельберг действительно достаточно плотно сотрудничал, к примеру, с Дмитрием Медведевым. Однако на мой взгляд, с республикой Коми он в последнее время сотрудничал мало – в регионе находятся принадлежащие ему ТЭЦ, но политическая ситуация там сейчас далеко не такая, как в 2006-2007 годах, когда экс-главу региона Вячеслава Гайзера напрямую называли ставленником Вексельберга.

Уголовное дело в отношении Вайнзихера и Ольховика заведено по эпизодам гораздо более старым, чем время, когда Гайзер стал главой республики Коми. Оно касается тех времен, когда он был тесно связан с компанией Вексельберга. Думаю, Гайзер был интересен следствию именно в качестве министра финансов Коми – ведь этот пост подразумевает, что он подписывал документы и знал, какие производились транзакции.

Также следствие заявляет о коррумпированной преступной группировке, однако в период с 2004 по 2010 республика Коми не была регионом, который относился к числу богатых. Поэтому я считаю, что дело Гайзера было лишь прелюдией к делу «Реновы». И никак не наоборот.

Маловероятно, что правоохранительные органы вдруг нашли какие-то нарушения в Коми и уже потом вышли на структуры «Реновы». Вероятнее всего, намерение прийти в «Ренову» существовало изначально – ведь до этого в отношении Виктора Вексельберга уже заводили уголовное дело по Сколково, но «достать» его не получилось.

В случае с «Т Плюс» силовики действовали вернее – дело затрагивает широкий круг менеджеров «Реновы», которые являются близкими людьми Вексельберга. Эти люди знают не только информацию о ТЭЦ в Коми – они знают, к примеру, обстановку с алюминием в Иркутской области, знают многое о других активах Вексельберга. Здесь силовикам есть где развернуться – историй очень много, можно долго «копать» и собрать большое количество документов. Другой вопрос, куда потом эти документы пойдут и когда им дадут ход. Не обязательно, что Вексельберг, условно говоря, «получит по заслугам» именно сейчас. Может быть, он пойдет на уступки.

У многих олигархов есть такая черта – получив в управление актив и являясь собственником этого актива формально, они начинают считать его своей личной собственностью. И государству потом приходится напоминать, кто здесь истинный хозяин. Но сейчас у силовиков со временем будут появляться все новые и новые козыри в рукаве. И Вексельберг уже не сможет ни «играть свою игру», ни считать контролируемые им активы полностью своими».

Сюжет по этой теме
6 сентября 2016, 09:37

Атака на окружение Вексельберга?

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.