Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил на государственном телевидении с обращением к казахстанцам. В своей речи затронул тему перераспределения власти в республике. Основная суть – президент отдает ряд своих полномочий парламенту и правительству. Об основных посылах обращения президента рассказал Максим Лихачев – кандидат юридических наук Уральского РИАЦ РИСИ (Екатеринбург):
«Вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к казахстанскому народу о предстоящем перераспределении полномочий между ветвями власти, чем де факто объявил долгожданную конституционную реформу, обещанную год назад. Сегодня в официальной прессе был опубликован проект изменений в Конституцию РК, предусматривающий около 20 правок в конституционный текст. Несмотря на заявленную революционность преобразований, все же Казахстан останется республикой с сильной президентской властью. Предложенные нововведения коснутся лишь некоторого перераспределения властной компетенции, не меняющего принципиально характер политической системы.
Что предлагается в рамках реформы. Так, ограничены президентские полномочия в части формирования Правительства РК. Теперь в этом процессе будет задействован Мажилис (нижняя палата республиканского парламента). Президент будет, как и ранее согласовывать с премьером состав кабинета, но назначать или отстранять министров будет после консультаций с Мажилисом. Единолично глава государства назначает лишь министров обороны и иностранных дел (ранее еще юстиции и внутренних дел). Кроме того, Президент лишен прерогативы отмены актов Правительства и его председателя.
Далее, президент формально отстранен от утверждения госпрограмм, но сохранит контроль над этим процессом через механизм «согласования с президентом».
Интересным с точки зрения баланса полномочий между ветвями власти является новое право, предоставленное Президенту. Глава государства теперь может направить в Конституционный Совет обращение о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на предмет его соответствии казахстанской Конституции. Ранее такой прерогативой глава государства не обладал.
В рамках законодательного процесса Президент лишается права принятия указа, имеющего силы закона, в случае, если Парламент по его требованию не рассматривает внесенный законопроект в течение одного месяца. Зато сохранено положение о том, что глава государства определяет приоритетность рассмотрения проектов законов парламентом. Также Президент теперь принимает решение о досрочном роспуске маслихатов (местных представительных органов самоуправления) не единолично, а после «консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента». Такой же характер носят изменения порядка назначения Президентом местных акимов (глав местной власти).
Внесены изменения в баланс полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти. Общая норма Конституции об ответственности Правительства теперь устанавливает, что оно «ответственно перед Президентом Республики, Мажилисом Парламента и Парламентом» .Усилены возможности Парламента во влиянии на текущую деятельность Правительства республики. Теперь как Мажилис, так и Сенат (верхняя палата) могут по отдельности 2/3 голосов путем обращения к главе государства освободить от должности любого члена Кабинета. Перед парламентом должен будет отчитываться и глава кабинета министров. Расширена компетенция Правительства в части формирования системы центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства РК – ранее это было президентским полномочием.
Таким образом, представленный законопроект действительно вводит ряд существенных изменений в систему функционирования властного аппарата республики. Однако пока объявленные новеллы носят, за редким исключением, преимущественно технический характер.
В общем, можно констатировать, что Президент сохраняет ключевые полномочия, а отмененные экстраординарные законодательные прерогативы главы государства в полной мере компенсированы его правом инициирования проверки конституционности любого акта. В части формирования исполнительной власти глава государства по-прежнему формирует Правительство: едва ли факультативные, ни к чему не обязывающие «консультации» с Мажилисом изменят расклад сил в этом вопросе. Зато некоторые новые полномочия Правительства и Парламента РК значительно повысили их ответственность за текущую социально-экономическую политику. Бремя неудач в этой области госуправления переложено с президентской власти на исполнительный и частично законодательный орган.
Несмотря на масштабность объявленной конституционной реформы, все же не стоит ожидать коренных перемен в политической системе Казахстана. Предполагаемые нововведения предназначаются для будущего казахстанского президента. Что же касается фигуры лично Нурсултана Назарбаева, то он по-прежнему сохраняет роль национального лидера, сосредоточившего в своих руках ключевые полномочия. Ввиду этого слухи о транзите власти и его вероятном сценарии так и остаются предположениями аналитиков и экспертов. Политические преобразования налицо, но пока говорить о подготовке к передаче власти преемнику Назарбаева преждевременно. Текущие события свидетельствуют об обратном: нынешний глава Казахстана в краткосрочной перспективе остается активным лидером государства».