Руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин обозначил пять идей, которые, с его точки зрения, нельзя использовать при проведении будущих экономических реформ в России. О том, в чем суть каждого мифа, своим мнением с ФедералПресс поделился Семен Новопрудский, заместитель главного редактора портала Banki.ru
«Сначала одно общее замечание. Принципиально важно, что Кудрин обозначил пять опасных, с его точки зрения, мифов для экономического развития России непосредственно накануне передачи плана развития страны на ближайшее десятилетие президенту. Это, по словам Кудрина, должно случиться до конца мая. В данном случае Кудрин выступает как руководитель Центра стратегических разработок, который писал план развития страны по поручению Путина. Но есть и другие «писатели», с которыми он таким образом заочно полемизирует. Тем самым Кудрин фактически дает понять, чему именно он собирается оппонировать в борьбе за то, чтобы новый старый президент руководствовался именно его программой, а не идеями его оппонентов, в частности из Столыпинского клуба. Или, не дай Бог, советника президента Сергея Глазьева.
Теперь коротко пройдемся собственно по «кудринским мифам».
Первый миф – Банк России должен отказаться от таргетирования инфляции как своей основной задачи, поскольку инфляция в стране носит в основном немонетарный характер, и с ней можно справиться ограничением монопольных тарифов. Собственно сама история инфляции в России говорит о том, что рост цен у нас действительно не зависит только от тарифов естественных монополий. Во-первых, инфляция в 2015 году резко поднималась, когда Россия ввел продовольственные контрсанкции против стран Запада. Во-вторых, именно монопольное положение поставщиков ряда товаров, прежде всего газа и нефти на внутренний рынок не позволяет эффективно и решительно ограничивать их тарифы. В-третьих, сами тарифы растут из – за роста денежной массы в предшествующий год. Наконец, сам факт наличие таргета, конкретной цели по инфляции, действительно очень важен: в России до сих пор никогда не было предсказуемой для граждан и бизнеса инфляции, она колебалась в крайне широком диапазоне. И если Банк России сумеет добиться того, что инфляция в стране не будет сильно отклоняться от заявленного таргета в 4% – это станет действительно крайне важным фундаментальным фактором для развития экономики в стране. И люди, и компании смогут лучше планировать свои возможные доходы и расходы. В числе прочего, таргет по инфляции позволяет сделать дешевле и доступнее кредиты в нашей стране.
Второй миф – экономический рост можно подтолкнуть при помощи расширения денежного предложения – у нас недостаточно денег в экономике. Это одна из самых модных идей поклонников массированных госинвестиций в экономику. Однако если вспомнить как используются деньги, направляемые государством непосредственно на конкретные бизнес – проекты(проще говоря, сколько разворовывается), сразу становится понятно, что не в количестве денег дело. Опять же, если посмотреть официальную статистику экономического роста в России за последние 25 лет(после распада СССР) и сравнить ее с размером денежной массы в экономике – легко можно увидеть, что прямой связи между этими показателями нет.
Третий миф – экономический рост могут помочь разогнать незагруженные производственные мощности, которые можно активизировать смягчением денежно – кредитной политики. В России не так много свободных производственных мощностей и нарастает проблема их износа – у нас много где старое во всех смыслах оборудование. К тому же смягчение кредитной политики и так происходит. Ключевая ставка ЦБ с декабря 2014 года уменьшилась почти вдвое. Но при таком инвестиционном климате, политической неопределенности и постоянных слухах об ужесточении налоговой политики предприятия не спешат направлять деньги на производство. Кстати, во всех опросах представители реального сектора не называют проблемы нехватки денег или недоступности кредита главной причиной проблем своего бизнеса.
Четвертый миф – темпы роста экономики может увеличить аналог политики «количественного смягчения», то есть предоставление дополнительной ликвидности на льготных условиях. В России действуют программы льготного кредитования того же малого бизнеса. При этом количество малых предприятий в России не увеличивается. Что касается льготных кредитов для крупных предприятий, они у нас тоже вроде не испытывают проблемы в деньгах.
Пятый миф – ради роста экономики надо, чтобы ЦБ опять ввел режим регулируемого обменного курса, который снимет с российских компаний валютные риски. В условиях политических( война на Украине и в Сирии, битва санкций) и экономических(резкое падение цен на нефть в 2014 – 2016 годах) шоков как раз отказ ручного регулирования курса и переход ЦБ к свободному курсообразованию помог стабилизировать ситуацию на валютном рынке. Ни в одной стране мира искусственное регулирование курса рубля само по себе не приводило к экономическому росту. В современной рыночной экономике вообще нет прямой зависимости темпов роста ВВП от курса национальной валюты».