Незаконная добыча и контрабанда природных богатств, коими щедро одарила Россию природа, ежегодно наносят государству колоссальный ущерб. По данным комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям потери бюджета от незаконной добычи полезных ископаемых и биоресурсов в 2016 году составили более 817,2 млрд рублей в год. Причем, если нелегальная добыча крабов, красной икры или нефрита у всех на слуху, то о такой проблеме как контрабанда рачка артемии знают далеко не все специалисты по водным биоресурсам. Однако за этой контрабандой стоят миллиардные убытки для российских производителей и огромные неполученные бюджетом налоговые платежи. Проблему для «ФедералПресс» прокомментировал президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев:
«Рачок артемия относится к водным беспозвоночным. Его яйца (цисты) служат сырьем для производства живых стартовых кормов. В России цисты артемии отнесены к ценным видам водных биоресурсов. Основным рынком реализации цист артемии является Юго-Восточная Азия. Здесь выращиваются миллионы тонн креветок, в корм которым идет большая часть всех живых стартовых кормов. Свыше 90% российского экспорта приходится на КНР и Таиланд. При этом внутренний спрос на живые стартовые корма не превышает 3 % общего объема производства.
Объем незаконной добычи артемии за период 2014–2016 гг. составил не менее 3238 тонн, что составляет 60 % от рекомендованных объемов вылова за тот же период (5423 тонны). В структуре экспорта доля продукции незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла составила 61 % по объему и 35 % по стоимости. Исходя из указанных соотношений, оборот «серого» рынка артемии за трехлетний период оценивается в 28,7 млн долларов США, или около 1,6 млрд рублей.
Прямой ущерб, причиненный государству незаконной добычей артемии в 2014–2016 гг., составил не менее 1,08 млрд рублей. Косвенный ущерб выражается в снижении налоговых поступлений и сокращении легальной занятости. В целом за первое полугодие 2016 года из России была вывезена 871 тонна артемии; при этом доля легальных квотодержателей, имеющих заключенные на конкурсной основе долгосрочные договоры на пользование рыбопромысловыми участками, составила в этом объеме лишь 56 %.
Китай является крупнейшим потребителем незаконно добытых в России цист артемии.
Легализуют контрабанду через фиктивное освоение объемов добычи на непродуктивных или малопродуктивных водных объектах и через фиктивное «выращивание в искусственных условиях. Остановить незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел цист артемии можно только комплексными мерами. Во-первых, необходимо противодействовать фиктивному освоению объемов добычи недобросовестными пользователями, то есть, производить контроль физических объемов. Во-вторых, противодействовать фиктивному выращиванию водных биоресурсов, и тоже за счет контроля физических объемов. В-третьих, поставить заслон на пути легализации браконьерской продукции в регионах фиктивной добычи путем невыдачи разрешений на добычу несуществующих объемов и невыдачи ветеринарных сопроводительных документов на несуществующие объемы водных биоресурсов. В-четвертых, необходимо уголовное преследование браконьеров. И в-пятых, оформление права на добычу цист артемии производить только на рыбопромысловых участках по принципу «один водоем – один пользователь».
Я считаю, что необходим более отлаженный экспортный контроль. Браконьерскую артемию вывозят по демпинговым ценам, за счет этого цена падает и у добросовестных предприятий резко падает эффективность экспортных сделок. То есть, они несут конкретные финансовые потери. Свою очередь, это влечет снижение объема налоговых и бюджетных платежей. Кроме того, подрывается биоресурсная база и в итоге это приведет к тому, что и добросовестным предприятиям будет нечего ловить. Такое уже происходит с некоторым видами водных биоресурсов.
Чтобы вернуть ситуацию в нормы закона необходимо задействовать силы трех ведомств: Росприроднадзор в части лицензирования деятельности, Федеральной таможенной службы в части проверки паспорта сделки и наличия лицензии, и Росрыболовства, территориальные управления и научные учреждения которого могут подтвердить или опровергнуть сведения, что это якобы искусственно выращенная артемия. Это межведомственная задача, а мы, со своей стороны, провели аналитическую работу по объема легальной добычи и браконьерства.
Правительство об этой проблеме пока не знает, так как она не очень очевидная. Рачок маленький, он не на слуху, как проблема браконьерского краба или красной икры. Однако денежные потери из-за браконьерства колоссальные.
Сейчас мы пишем письмо на имя руководителя Росрыболовства Шестакова Ильи Васильевича с тем, что бы нам согласовать общую позицию и после этого будем обращаться с нашими предложениями к вице премьеру Аркадию Владимировичу Дворковичу».
Фото с сайта rsppdfo.ru