В 37 регионах России снизились траты на препараты в расчете на одного онкобольного. Наиболее заметно это в Сахалинской области (-48,5%), в Ханты-Мансийском автономном округе (-47,9%) и Магаданской области (-39%). При этом Севастополь увеличил затраты на 451 %, Республика Бурятия – на 249,9 %, а Воронежская область – на 231,9%. Чем чреват такой разброс в медицинской поддержке больных, для «ФедералПресс» прокомментировала управляющий директор проекта «ОнкоСтоп» Ксения Ловцова:
«Уменьшение объема годового финансирования на закупку лекарственных средств для онкологических пациентов в регионах страны является следствием отсутствия стандартов лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, единой системы финансирования, а также неэффективного использования финансовых ресурсов, которые выделяются государством из бюджета. Эти ключевые факторы приводят к сокращению доступности медицинской помощи для онкобольных в рамках государственных гарантий ОМС.
При недостаточной материальной базе здравоохранения в рамках госфинансирования сегодня каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно и на основании непонятных критериев формируется размер бюджета на лечение пациентов с онкозаболеваниями. По данным НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента, максимальный размер годового финансирования на одного онкологического пациента в Республики Бурятия составляет 109,1 тыс. рублей, на втором месте Ямало-Ненецкий автономный округ – 101,8 тыс. рублей, на третьем Москва – в среднем 98,5 тыс. рублей в год. В других же регионах годовое финансирование лечения онкобольных в рамках ОМС ниже. Такой разрозненный подход является неразумным, поскольку делает необходимую медицинскую помощь недоступной для пациентов.
По данным Росздравнадзора, количество выписанных рецептов за 2016 год сократилось на 2,1 млн, а стоимость одного рецепта выросла на 25 %. При этом в отчете Счетной палаты за 2016 год говорится о том, что затраты на лекарственное обеспечение в регионах выросли практически в два раза. Получается несоответствие, и следовательно, расходование средств на закупку препаратов является предметом для проверки эффективности использования выделенных бюджетных средств.
Для того, чтобы пациенты могли получать необходимую помощь в рамках государственных гарантий по системе ОМС, необходимо создать единые правила для всех субъектов страны. То есть, разработать и стандартизировать единые параметры оказания помощи онкологическим пациентам на федеральном уровне, определять бюджет на основании потребности пациента в лечении, сделать закупку лекарственных средств эффективной и контролируемой с точки зрения коррупционных факторов, а также определить показатели качества и эффективности работы. В проекте Национальной онкостратегии, представленной на IX съезде онкологов России в Уфе в июне 2017 года, предусмотрены системы оценки качественных показателей лечебного и диагностического процессов, что, вероятно, может быть положено в основу бюджетного планирования».