Победа партии «Вперёд республика» очертила не только во Франции водораздел для правых движений, ещё недавно грозивших наводнить европейские правительства. Эммануэль Макрон, чья партия на выборах набрала абсолютное большинство (308 из 577), доказал, что он не случайно победил на президентских выборах и может стать настоящим лидером новой Франции и Европы. Хотя многие эксперты говорят о «поствыборной эйфории», саммит 23 июня обозначил, что Макрон готов на пару с немецким канцлером Ангелой Меркель перезапустить евроинтеграцию. Ситуацию для «ФедералПресс» прокомментировал эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Камран Гасанов:
«Инициатором преобразований выступает молодой Макрон. Меркель, находящаяся под огромным общественно-политическим прессом накануне осенних выборов в Бундестаг, скорее поддакивает амбициозному коллеге. Показательно, что итог брюссельскому саммиту поставили именно Меркель и Макрон, выступив на совместной пресс-конференции. Внутриполитический успех позволяет французскому президенту уверенно вести себя в европейской повестке. В Брюсселе он «показал зубы» не только Венгрии и Польше, заподозренным Еврокомиссией в «недемократичности», но и глобальным акторам. Макрон пообещал дать отпор США и Китаю, если те будут нарушать правила честной торговли и чинить препятствия европейскому бизнесу. Он также призвал страны-члены Евросоюза принять более амбициозный подход к европейской оборонительной кооперации. Канцлерин полностью поддержала идеи Макрона. «Это действительно привлекло внимание людей. Париж и Берлин сближаются больше, чем на протяжении долгого времени», — анализирует Reuters со ссылкой на французского чиновника, участвовавшего в приготовлении франко-немецкой встречи.
Если посмотреть на результаты саммита, то странам-членам совершить рывок по важнейшим проблемам едва ли удалось. Распределение беженцев согласно соглашению от сентября 2015 года затягивается из-за блокирования Венгрией, Польшей и Чехией. Из-за их противодействия главе МВД Германии пришлось пойти на изменение стратегии (Strategiewechsel). Томас де Мезьер в авангард миграционной политики выдвинул не переселение беженцев, а обмен информацией и защиту внешних границ ЕС. В борьбе с терроризмом страны намерены оказать давление на бизнес, чтобы они активно боролись с призывами к насилию в интернет-пространстве.
Львиную долю актуальной повестки занимают внешнеполитические проблемы. Президент Евросовета Дональд Туск обеспокоен тем, что после Brexit права граждан ЕС в Великобритании будут уменьшаться. Пока переговоры о выходе Британии из союза продолжаются, Брюссель уже даёт понять Лондону, что издержки не будут односторонними. 27 стран договорились к ноябрю определиться с местом вывода агентств по медикаментам (EMA) и банковскому надзору (EBA) из Лондона. Кроме того, ЕС выразил решительный протест против протекционизма, объявленного американским лидером Дональдом Трампом. В этом вопросе и проблеме защиты климата у ЕС есть союзник в лице Китая. Однако, если в Парижских договорах Пекин позиционирует себя в одной упряжке с Брюсселем, то свобода торговли зачастую используется Поднебесной как средство достижения собственных целей. Напомним, что в начале месяца состоялся саммит ЕС-Китай и, как заметил немецкий канал ARD, без большой помпезности. Поводы для этого имелись. ЕС устами председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера наконец-то открыто выразил недовольство китайским властям. «Около половины всех компаний ЕС утверждают, что им приходится все более трудно в последние годы. Каждая вторая компания говорит, что она чувствует меньше гостеприимства при вступлении на китайский рынок». Премьер КНР Ли Кэцянь, понимающий важность 500-милионного европейского рынка для «Шелкового пути», задобрил люксембуржца, пообещав, что Китай шаг за шагом будет улучшать условия для зарубежных фирм.
Прошедший по большей части под диктовку Парижа и Берлина саммит продемонстрировал независимость и напористость ЕС на международной арене. Подтверждая приверженность Парижскому климатическому договору, решительно осуждая протекционизм Трампа и обещая финансировать общеевропейские проекты по вооружению, европейцы посылают недвусмысленные сигналы в Вашингтон. Одновременно 27 стран продлевают санкции против России, стремясь показать неуступчивость в украинском кризисе. И в-последних, соглашаясь с Пекином по либерализации мировой торговли и снижении объёма выбросов CO2, Брюссель в случае необходимости готов защитить внутренний рынок от китайского демпинга.
Первые два месяца президентства Макрона выявили, что франко-немецкая ось готова снова запустить евроинтеграцию. Меркель, порой жертвуя немецкими интересами, осознанно идёт на поводу у французского банкира. Ранее на промышленной конференции в Берлине канцлер шокировала своих слушателей, проявив открытость к самым спорным предложениям Макрона —учреждение общего бюджета и поста министра финансов еврозоны. Хватит ли у европейских лидеров политического и экономического капитала, чтобы перезапустить центростремительные процессы, покажет время. С учётом того, что реформы зависят от немецкого финансирования, многое упирается в итоги выборов в Бундестаг. Лично Макрон не сомневается в возможность задуманного».