Правительство России отложило до 1 января 2018 года запрет на осуществление организованной перевозки группы детей автобусами, с года выпуска которых прошло более 10 лет. Предполагается, что перенос срока позволит регионам и организациям-перевозчикам завершить обновление парка автобусов, которые будут использоваться для организованных перевозок детей. Руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин рассуждает, насколько это действенная мера по обеспечению безопасности на дорогах:
«Вопрос именно в исполнимости этих норм и потенциальной возможности ГИБДД контролировать данные нормы. На текущий момент перевозка пассажиров, в том числе детей, к сожалению, в достаточной степени не контролируется.
Безусловно, заботиться о безопасности пассажиров нужно, необходимо ужесточать требования, и в этой части я обратил бы внимание на недостаточную степень регламентированности. Все правоотношения у нас регламентируются, к сожалению, казуально: вспомнил законодатель о каком-нибудь вопросе – решил его регламентировать. Самое главное, что регламентируется не вопрос целиком. Например, перевозка детей. Должно полностью прорабатываться, какое техническое состояние автобуса, возраст, как он должен быть оснащен ремнями, что делать, если в заводской комплектации транспортное средство не оснащено ремнями безопасности, где можно получить разрешение на удерживающие устройства, как пройти экспертизу. Если бы у нас таким образом законодательство совершенствовалось, то, вероятнее всего, было бы более применимо, и был бы положительный опыт. На текущий момент мы получаем огромное количество сообщений о травматизме, в том числе детском, и летальных случаях в ДТП. Все это, безусловно, следствие недостаточной регламентированности и недостаточной последовательности введения этих норм.
Запрет на перевозку автобусами старше 10 лет – весьма посредственная мера, потому что в России есть и более «молодые» автобусы, которые техническим требованиям могут не соответствовать. Кроме того, автобусы должны быть в обязательном порядке оснащены системами ГЛОНАСС. Сразу возникает вопрос: кто это будет контролировать, потому что это технически более сложная процедура. Если возраст автобуса можно установить по документу, то наличие и правильное функционирование аппаратуры системы GPS/ГЛОНАСС – это более сложно. К сожалению, регламент, как инспектор ГИБДД должен взаимодействовать с водителем, перевозящим на автобусе детей, не прописан. Проблему мы видим не в том, что новые нормы вводятся, а в том, что старые не применяются. Поэтому прежде чем вводить что-то, нужно комплексно подходить к вопросу, и, во-вторых, подумать, кто и как это будет применять».
Фото: gibdd.ru.