Принятый Госдумой закон о телемедицине создает условия для нового витка развития рынка медицинских услуг. Впервые в российской практике языком правовых норм прописаны алгоритмы общения врача и пациента в режиме онлайн. Это чрезвычайно важный шаг, который позволит значительно увеличить объемы медицинского бизнеса и расширить географию работ на всю страну, включая те регионы, где сегодня есть проблемы с доступностью качественной медицинской помощи. Ситуацию для «ФедералПресс» прокомментировала управляющий директор проекта «ОнкоСтоп» Ксения Ловцова:
«По прогнозам аналитиков KPMG, объем российского сектора медуслуг через 5 лет может достичь 3 трлн рублей, при этом треть рынка будет принадлежать частным клиникам, не в последнюю очередь за счет развития ИТ-сервисов и услуг телемедицины. Помимо роста количественных показателей, медицинский бизнес получает открытую нишу для качественного расширения спектра предлагаемых услуг. Это и ведение пациентов в режиме онлайн, и организация доступа к консультациям лучших специалистов, и различные программы контроля и профилактики, реализуемые через специализированные гаджеты (браслеты, компактные носимые аппараты), а также мобильные приложения для смартфонов, позволяющие собирать информацию об активности пациентов, физических показателях и т.д. Таким образом медицина начинает получать больше аналитической информации о каждом пациенте и ориентироваться на предупреждение болезней и раннюю постановку диагнозов. С одной стороны, такой подход позволяет пациентам лечиться более эффективно, особенно в онкологии, где выявление болезни на ранней стадии увеличивает шансы полного излечения, а с другой – дает возможность медицинскому бизнесу зарабатывать и развиваться. В итоге выигрывает и рынок, и пациенты.
Новая законодательная база легализует рынок телемедицины, делает его понятным с точки зрения правил и более прозрачным. Для инвесторов, особенно иностранных, это имеет ключевое значение. Государство сейчас сделало два больших шага: утвердило приоритет развития телемедицины в рамках программы здравоохранения до 2020 года и прописало первичные правила игры в нормативно-правовой базе. Безусловно, в этом секторе предстоит еще много работы, но фундаментальные основы для развития медицинского рынка и привлечения в него капитала созданы. Эффективность этого механизма нам только предстоит узнать в перспективе 3-5 лет. Однако уже сейчас можно видеть явный интерес инвесторов к медицинскому сектору.
Так, «Сбербанк» в этом году осуществил сделку по покупке акций медицинского онлайн-сервиса DocDoc, фонд Baring Vostok инвестирует в платформу Doc+, которая работает с «Яндексом». Причем, активны не только российские, но и иностранные инвесторы. В частности, японская компания Japan Gasoline планирует инвестировать в медицинскую инфраструктуру и реализовывать отраслевые проекты на Дальнем Востоке. Фонд Mubadala Development (ОАЭ) с российскими соучредителями вкладывает средства в строительство онкологических центров в Мособласти в рамках ГЧП. Список проектов, инициатив и реализованных сделок можно продолжать, он уже сейчас достаточно большой и свидетельствует о наличии благоприятного инвестиционного климата в российской медицинской отрасли. Прогноз на ближайшую перспективу весьма позитивный – в медицинский сектор будет вливаться все больше потоков частного капитала, а число инвесторов, как местных, так и иностранных, возрастет».