Автоперевозчиков импортных грузов взбудоражила информация, что Федеральная таможенная служба (ФТС) отменила приказ №1000 от 20 мая 2016 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» и что якобы актуализированный приказ по системе управления рисками уже утвержден. Нововведения коснулись автоматизации, списка мер, разработки профилей рисков с учетом трехуровневого категорирования, сроков разработки профилей рисков и др. Предполагается, что теперь таможня получит право тормозить грузовики и вне таможенных постов. Ситуацию для ФедералПресс прокомментировал руководитель департамента таможенных операций логистической компании «ДАКСЕР» Тимур Давиташвили:
«Наделение правами таможенных органов самостоятельно останавливать автомобильные средства в большинстве регионов страны является значительным расширением полномочий таможенных органов. Это дает им возможность самостоятельно проводить работу по проверке грузов без согласования с другими государственными структурами. Можно прогнозировать, что это даст и какой-то доход для бюджета страны за счет начисления штрафов, конфискации товаров и дальнейшей их реализации.
Это может затронуть также и добросовестных участников ВЭД, так как проверять могут и их грузы. Такие проверки могут отнимать много времени, да и проведение их может быть в достаточно отдаленных местах. Если ассортимент товаров обширный, то транспортное средство с грузом могут доставить на ближайший склад временного хранения для проведения полного таможенного досмотра, который может длиться несколько дней. Это повлечет за собой дополнительные расходы на хранение и погрузо-разгрузочные работы.
Можно предположить, что многие перевозчики будут пытаться «решить вопрос» на месте, что может привести к коррупционной составляющей. Тогда и возникнет вопрос: как правильно формировать таможенным органам такие группы, чтобы исключить подобные случаи.
Не так давно прошла информация, что участников ВЭД разделят на категории, а меры по минимизации рисков будут применяться к ним в зависимости от их категории. Утверждение такой инструкции может стать первым этапом в выборочном контроле для участников ВЭД при проведении таможенного контроля».