Остается буквально несколько дней до Единого дня голосования, в течение которого россияне изберут 16 глав субъектов РФ, депутатов шести региональных заксобраний и городских дум административных центров 11 регионов, а также глав муниципальных образований и депутатов органов местного самоуправления. В это же воскресенье состоятся и довыборы в Государственную Думу РФ в двух одномандатных округах (в Брянской и Ленинградской областях). Любые выборы, а тем более такие массовые, являются серьезным тестом и проверкой для каждой участвующей в них политической силы. В случае с ЕДГ-2017 актуальность их итоговых результатов усиливается предстоящими в марте 2018 года главными выборами страны - выборами главы государства. И, по понятным причинам, для «Единой России», в первую очередь. Комментирует Антон Хащенко, политолог:
«От того, какие результаты партия продемонстрирует 10 сентября, и что не менее важно, на каком информационном фоне (победа должна быть максимально чистой и не вызывать сомнений), зависит, сможет ли потенциальный кандидат от власти на президентских выборах полноценно опереться на эту партию.
Стоит отметить, что единороссы всегда уделяли должное внимание подготовке и участию в выборах любого уровня – и именно этим объясняется лидерство партии в депутатских корпусах по всей стране - от маленьких сельских муниципалитетов до региональных заксобраний и федерального парламента.
Вместе с тем, важность Единого дня голосования в этом году, помноженная на непростую экономическую ситуацию, подтолкнула партию к более активным действиям. И в этом смысле, по прошествии последних месяцев их можно рассматривать с технологической точки зрения как в какой-то степени даже эталонные для региональных и муниципальных кампаний.
Кто-то может возразить, что «дескать это не так, поскольку невесело, мало шоу». Но объективно ради, нельзя забывать, что выборы для любой партии и кандидата – это не про весело, а про конечный результат и доверие к нему со стороны людей. Это главное, а не что-то иное. И именно на достижение данной цели работает кампания «Единой России» на этих выборах.
Во-первых, получил развитие институт предварительного голосования (праймериз) на субъектовом и местном уровнях. Практически повсеместное использование открытой модели, когда каждый избиратель мог проголосовать за наиболее понравившегося ему претендента, обязательное участие кандидатов в дебатах, определение тем путем онлайн-голосований и многое другое, существенно подстегнули интерес граждан, и что не менее важно, молодежи.
Как результат, явка на 2 тысячах работавших участков составила 1 млн. 240 тыс. человек, или 9,2% от общего количества избирателей. Для сравнения, в 2016 году в этих же регионах явка на праймериз перед госдумовскими выборами составила порядка 7,7%. Иными словами, достаточно большое число людей, которые по каким-то причинам не участвовали в прошлом году, решили присоединиться к процедуре предварительного голосования в текущем году.
Не говоря уже о том, что налицо высокий интерес к участию в праймериз и в качестве самих кандидатов. К примеру, в Сахалинской области на 28 мандатов претендовал 151 человек, а в Саратовской области на 45 вакантных мандатов было подано 315 заявлений. При этом в целом треть всех претендентов – это люди молодого возраста.
Во-вторых, нельзя не упомянуть об усилиях «Единой России» в части обеспечения чистоты избирательной кампании. К слову, далеко не все ее конкуренты поддержали единороссов в данном начинании – так, к примеру, в целом ряде регионов оппозиция, включая парламентские партии, отказалась подписывать инициированное ЕР соглашение «за честные выборы». Можно, конечно, было бы попытаться объяснить это нежеланием оппонентов позволять ей зарабатывать дополнительные очки на данной теме или в целом недоверием, если бы не одно «но» - как показала практика этих месяцев, не все смогли отказать себе в применении «грязных технологий». Попытки подкупа избирателей оппозиционными кандидатами в Псковской области, поджог офиса «Единой России» в Красноярском крае и много другое – увы, стало реальностью этих выборов.
В-третьих, анализируя кампании партий и их кандидатов, становится очевидным интеллектуальное лидерство «Единой России», которая смогла сформулировать актуальную для избирателя повестку. Во многом, этому способствовала целая серия программных партийных форумов в регионах. При этом с точки зрения содержания единороссы в этом году полноценно «зашли» даже на тему урбанистики и благоустройства городского пространства страны, которая раньше ассоциировалась с условными столичными хипстерами из либерального лагеря.
Об уровне организации и масштабе проведенной работы говорит и активность председателя партии Дмитрия Медведева, который посетил большинство выборных регионов от Сахалина до Краснодара.
Все вышесказанное, конечно же, позволяет сегодня говорить о высоких шансах «Единой России» на сохранение политического лидерства по итогам дня голосования. И, разумеется, при таком развитии ситуации обязательно найдутся те, кто начнет объяснять свое поражение чем угодно. И, вероятнее всего, опять начнутся разговоры о какой-то не такой явке как недоверии к выборам и власти. Все тоже самое мы слышали и в прошлом году после выборов депутатов Государственной Думы. Хотя, как показывает мировая практика, феномен высокой явки скорее свойствен государствам с более выраженным авторитарным и тоталитарным характером системы управления, нежели демократическим.
В последних же, с одной стороны, явка бывает не просто невысокая, но и имеет тенденцию к снижению, а, с другой, никоим образом не интерпретируется так, как это делается в России в конъюнктурных целях. Даже во Франции со всеобщим воодушевлением от появления нового лица и новой партии во втором туре парламентских выборов пришли на участки только 42,64%, тогда как на выборах в Госдуму в 2016 году проголосовали 47,88% избирателей.
Ну и наконец, нельзя забывать и о том, что итоговая явка – это работа всех партий и кандидатов. И если кто-то набрал меньшее количество голосов, чем победитель, при какой-либо явке, отличной от 100%, это, прежде всего, к вопросу о том, что проигравшие не смогли убедить и довести своих потенциальных избирателей до участка в день голосования».