В минувшие выходные жителей и гостей Нижнего Новгорода вновь эвакуировали из торговых центров, расположенных в разных районах города, была также информация о обследовании сотрудниками правоохранительных органов железнодорожного вокзала и аэропорта. В пресс-службе ГУ МВД России по Нижегородской области сообщили, что никаких подозрительных предметов «по всем поступившим сообщениям» о них обнаружено не было. Свою оценку новой волны лжеминирований в беседе с «ФедералПресс» высказал председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин:
«Вопрос о ложных сообщениях о минированиях состоит из двух потоков. Во-первых, не очень культурные люди – причем наши граждане, – которые считают, что это смешно, или преследуют свои узкие цели и интересы (например, «минируют» аэропорт, чтобы успеть к вылету и т. д.). Этих шутников ловят и ловят довольно успешно. За такие деяния у нас предусмотрена уголовная ответственность.
А вторая, более неприятная часть – часть информационно-подрывной войны, и тут если раскрываемость будет, то, я думаю, будет очень низкая. По крайней мере, спецслужбы об этом точно сообщать не будут и о механизмах таких действий. Потому что каждое такое сообщение – это паника, бюджетные потери, потому что задействованы серьезные силы, ресурсы спецслужб, правоохранительных органов, и что самое печальное – пока правоохранители заняты на таком ложном сообщении, кому-то может понадобиться помощь, которую просто некому будет оказать. И вот это в основном, как видится, все-таки работа извне, такая политически-информационно-экономическая война против России, и это, наверное, наибольший поток сегодня. Всякие шуточки, школяры, которые хотят сорвать контрольную, – все это в основном уходит в прошлое. А большая волна, которая была, явно – и сами сотрудники спецслужб говорят об этом – вполне организованная атака. Звонки шли через интернет-коммуникации, они в принципе отслеживаются, но до определенного гейта, где Америка, Китай, что угодно, а дальше тишина.
Это очередной инструмент, вызов в информационной войне. Даже если у спецслужб есть какой-нибудь эффективный инструмент по борьбе с такими вещами, нам об этом никогда не скажут. И правильно сделают. Если террористы будут знать, какими методами с ними борются, значит, они будут искать механизмы обхода инструментов защиты. Поэтому все, что будет появляться в этом направлении, будет, естественно, засекречено. Рано или поздно это придет к ситуации, аналогичной тому, что происходит с реальными терактами. Периодически происходят теракты, о которых мы узнаем, но сколько не произошло терактов, мы не знаем.
То, что происходит сейчас, скорее всего, да, продолжение этой информационной войны. Была большая волна, сейчас активность несколько уменьшилась. Опять-таки уменьшилась ли активность или заработали механизмы распознавания заведомо ложных звонков – мы можем только гадать. Вполне возможно, что интенсивность звонков такая же, но какую-то часть уже отфильтровали с настолько высокой вероятностью, что, не рискуя ничем, эти звонки не отрабатывают».
Фото: vk.com/typical_nn.
Массовые сообщения о минировании