Цифровизация – глобальное явление, и сейчас мы наблюдаем переход в цифру во многих отраслях. Вместо того, чтобы выбирать технику и одежду в магазине, мы заходим на сайт, смотрим фотографии, читаем описание, отзывы и принимаем решение. Онлайн-торговля очень сильно экономит время и деньги. В этом и заключаются основные преимущества цифровизации – экономия времени и ресурсов, в частности денежных. Как развивается цифровизация на рынке страхования, для «ФедералПресс» прокомментировал, генеральный директор компании «Независимые Страховые Консультанты» Сергей Катаргин:
«Согласно знаменитой цитате Лао Цзы, путь в тысячу миль начинается с первого шага. Возможно, электронный полис ОСАГО и есть первый шаг по направлению к цифровизации. Однако здесь все не так радужно, как хотелось бы. В настоящее время страхование – одна из наименее оцифрованных сфер. И дело не только в том, что страховой рынок принадлежит лишь нескольким корпорациям, которым сложно изменить устоявшийся образ мысли и действий. Процессу цифровизации мешает и законодательство. Было бы здорово предлагать полисы страхования онлайн, но законодательство РФ запрещает продавать страховые продукты без личного присутствия покупателя. Можно использовать факсимиле или электронную подпись, но это не выход. По закону полисы с факсимиле недействительны, и хотя пока не было случаев отказа от выплат по страховке из-за отсутствия настоящей подписи, это определенный риск. А электронная подпись есть далеко не у всех, и на ее получение требуются время и деньги.
В России несколько типов полисов страхования продаётся в электронном виде, самый популярный из них – электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО). И это практически единственная массовая современная цифровая технология, которая используется на рынке страхования. Объём оформленных полностью электронно полисов по другим видам многократно меньше по сравнению с е-ОСАГО. По закону с 1 января 2017 года все страховые компании, которые имеют лицензию ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы. Это нововведение призвано упростить оформление страховки для жителей разных регионов России, но и здесь обнаружились серьёзные препятствия. Страховщики сообщают, что мошенники пользуются несовершенством законодательства и через суд получают огромные выплаты. Это приводит к существенным убыткам. Официальные письма Российского Союза Страховщиков говорят о том, что наиболее проблемными регионами являются Ростовская и Волгоградская области и Краснодарский край. До принятия закона о е-ОСАГО страховщики не завозили бланки полисов в эти регионы, чем избегали серьезных финансовых потерь. С введением электронных полисов им пришлось искать уловки, чтобы продавать страховку только в бумажном виде. Например, они говорят клиентам, что не могут оформить полис из-за технических проблем на сайте.
Есть и другие преграды, которые мешают страхованию перейти в диджитал, и самая большая из них – низкий спрос на услуги. В нашей стране культура страхования отсутствует. Большинство россиян оформляет полисы только потому, что они обязательны, именно поэтому так популярны ОМС и ОСАГО. Жители России не воспринимают страховку как защиту от финансовых потерь в будущем, для них полис – это очередная услуга, которую пытаются навязать сотрудники банка, чтобы получить проценты с продаж. Для преодоления этих препятствий нужна серьезная работа, в первую очередь со стороны государства».