И без того непростая экономическая реальность россиянина скоро может быть омрачена повышением цен на продукты по неожиданной для причине. Это произойдет в случае принятия Госдумой законопроекта Ирины Яровой, который запретит возврат нереализованной торговыми сетями продукции поставщикам. Он же лишит потребителя из наименее защищенных слоев населения и одной из немногих его отрад – разнообразного ассортимента и возможности выбирать один и тот же продукт в разных ценовых категориях, – считает Михаил Перельман , доцент кафедры торговой политики РЭУ имени Г.В. Плеханова:
«В преддверии первого чтения законопроекта, запрещающего возврат нереализованной торговыми сетями продукции поставщикам сразу несколько министерств представили свои сценарии последствий как для ритейла, так и для производителей. На мой взгляд, прогноз роста цен, сделанный Минэкономразвития пока не получил заслуженного внимания, хотя именно он демонстрирует связанность событий: вмешательство государства в уже регулируемый рынком процесс не просто поставит под угрозу развитие малого и среднего бизнеса, но и даст крупным поставщикам карты в руки для его вытеснения, но, в следствии таких перипетий пострадают именно потребители – цены для нас с вами повысятся, а перечень предлагаемых на прилавках магазинов продуктов сократится.
На самом деле, запрет на возврат нереализованной продукции поставщикам уже предусмотрен в действующем Законе о торговле. Кроме того, не стоит забывать, что существуют договорные отношения между ритейлерами и торговыми сетями, при которых ни одна из сторон не может принудительно включить в контракт пункт о возврате продукции в случае ее неполной реализации – это прямое нарушение Гражданского кодекса.
Безусловно, есть случаи, когда возврат возможен и даже необходим. Речь идет, например, о браке в той или иной партии товара. Здесь не может быть другого решения, кроме как вернуть некачественный товар обратно производителю. Это необходимо для соблюдения стандартов качества продукции, попадающей на полки супермаркетов, и обеспечения безопасности потребителей.
Бывают, что и сами поставщики заинтересованы в том, чтобы к ним вернулся нераспроданный товар, они используют его в переработке. Так, например, из черствого хлеба производят панировочные сухари. Да и жалоб на возвраты со стороны поставщиков уже почти нет, сети практически полностью отказались от этой практики.
Данный закон, при его принятии продемонстрирует отсутствие бизнес-мышления у его сторонников, а нарушив экосистему взаимоотношений ритейла и поставщиков сделает единственным бенефициаром законодательной инициативы крупных производителей. А за все издержки таких решений традиционно заплатит рядовой потребитель».