В рамках мастер-класса для финалистов конкурса «Лидеры России» в Сочи председатель совета Центра стратегически разработок Алексей Кудрин заявил, что экономика России переживает множество вызовов. «До начала санкций российская экономика показывала низкий темп роста, средний за 10 лет (с 2007 года) составил – 1%. Мы уменьшаемся как доля мировой экономики», – отметил Кудрин.
По его словам, Россию ждет запуск новых отраслей и рынков, в которые страна пока не вписывается. Важно масштабироваться и переходить на новые цифровые технологии, новый комплекс стандартов цифровой экономики, провести диверсификацию экономики.
«Если в начале нулевых годов темп экономического роста достигал 7%, это был темп удвоения ВВП. И Путин говорил тогда об удвоении ВВП, и первые 7 лет мы соответствовали этому темпу. Но затем мировой финансовый кризис, падение цен на нефть. Но почему еще до начала санкций не начался экономический рост? Такие темпы роста столь длительный период — это очень серьезный вызов. Какие нужно предпринять шаги, чтобы преодолеть эту негативную тенденцию?
Есть три фактора роста:
1. Труд и его качество
2. Капитал и инвестиции
3. Факторная производительность
Все это должно работать, должна быть законодательная среда. Мы по производительности труда отстаем от развитых стран в 2-2.5 раза. Это наш ориентир. За какой-то период мы должны этот разрыв сократить. Такие возможности есть, хотя трудовые ресурсы ограничены, инвестиционные в условиях санкций — это тоже сложно. Значит главный фактор — производительность.
Что у нас с технологическими вызовами? Здесь мы пока тоже отстаем. Если брать удельный вес организаций, осуществляющих технологические новации, то в России этот показатель между 8-10%. В некоторых странах этот показатель доходит до 40-50%. Если говорить о робототехнике, мы тоже существенно отстаем от ведущих стран.
Трудовые ресурсы… Где-то с 2015 по 2030 гг. у нас уменьшится молодое трудовое население. С 20 до 40 лет — на 10 миллионов человек. Значит, трудовая нагрузка переместится на более старшее поколение. А молодое — гибкое, обучаемое, предпринимательское будет уменьшаться. Значит, нужны такие программы, которые позволят среднему и старшему поколению переучиваться, вовлекаться в новые технологические процессы, И это серьезнейший вызов нашему образованию.
Есть еще фактор, который требует реагирования – очень большая смертность. Причем смертность не в младшем возрасте, не в пенсионном, а в трудоспособном. Мы теряем 435 тыс. человек в год взрослого населения. По этому показателю мы ниже даже развивающихся стран. Нужно создавать программы, помогающие этого избежать.
Сейчас человек, уходя на пенсию, сразу переходит всего лишь на треть своего прежнего уровня доходов. Мировая практика давно пришла к 40%, а в некоторых случаях — и до 70%. Такую программу тоже нужно наметить — пусть это будет через 10-15-20 лет, но мы должны выйти на эти параметры. В том числе и без повышения пенсионного возраста не обойтись. В ближайшие 6 лет мы ставим задачу выйти на продолжительность жизни с 72 до 78 лет, а потом и 80, это уровень развитых стран.
Есть проблемы и в другой сфере, без которой все остальное не решается. Это государственное управление, тактика у нас превалирует над стратегией, важные решения вязнут в бюрократических межведомственных согласованиях, и нет достаточного контроля за выполнением намеченных задач.
Есть риски в международной сфере, которые связаны с санкциями. Санкции нельзя назвать нормой, но на некоторое время нам придется их учитывать.
Нам нельзя выпасть из международной технологической революции, нужны новые шаги в области международного технологического обмена. Это не только создание конкуренции, но и формирование новой научно-технологической политики, запуск новых производств, новых рынков
Главная задача – признание российской продукции на мировых рынках, уход от зависимости от нефти. Сегодня мы должны создать программу поддержки экспортного потенциала. Мы зачастую его недооцениваем. К 2024 году мы планируем удвоить не сырьевой экспорт и в 2035 году сравнять объемы сырьевого и не сырьевого экспорта, это повлияет на валюту, она будет более устойчивой. Только эта структурная реформа даст 1% ВВП.
Среди важнейших приоритетов, как уже было сказано – образование, здравоохранение, сохранение трудоспособности, продление жизни населения, транспортная инфраструктура. Это три кита бюджетной, государственной политики».