Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Конкуренция между Татарстаном и Чечней – проблема маргинальная»

Московская соборная мечеть
Московская соборная мечеть

Поездка главы Татарстана Минниханова в гости к Васильеву в Дагестан вызвала у политических аналитиков брожение в умах: а не начала ли региональная элита тяготеть к условному «стратегическому» альянсу «Татарстан-Дагестан-Башкирия». Некоторые политологи даже начинают подозревать, что это может быть даже своеобразной формой конкуренции между неформальным лидером мусульманской уммы Рамзаном Кадыровым и Татарстаном в целом в страстном стремлении за звание лидера среди евразийского мусульманства. Однако существует ли в действительности какое-то политическое «соревнование» между Татарстаном и Чечней? И возможен ли в интересах политической конкуренции хоть какой-то альянс вроде триумвирата «Татарстан-Дагестан-Башкирия»? Об этом порассуждал эксперт по Северному Кавказу, специалист по проблемам ислама, профессор МГИМО Алексей Малашенко:

«Специфическое взаимодействие между мусульманскими регионами России существовало всегда. Серьезные какие-то стратегические союзы невозможны, так как в Дагестане – Васильев (совсем не дагестанец), а в Татарстане – Минниханов.

Существует некая проблема статуса субъектов. Если мы посмотрим хотя бы на Башкирию, то там ведь не так много мусульман – несколько меньше половины всего населения.

Известно, что между некоторыми мусульманскими субъектами существует конкуренция. Между Чечней и Татарстаном за право иметь более близкие отношения с мусульманским зарубежьем. В частности, например, с Катаром.

Все эти мусульманские субъекты РФ пытаются выстраивать отношения непосредственно напрямую с мусульманскими государствами. Но пока речь идет только о финансировании мечетей, скажем, мусульманского университета Хаджа и всего прочего – это возможно. Но как речь только идет о чем-то более серьезном, экономическом – например, об инвестициях все делается только с разрешения Москвы, и, фактически, в рамках российско-катарского сотрудничества может осуществляться через какие-то мусульманские субъекты.

В свое время между Татарстаном и Чечней была легкая конкуренция за то, чтобы быть ближе к Катару. Минниханов несколько лет тому назад говорил о том, что отношения между Татарстаном и Катаром могут быть некой витриной того, что можно завязывать отношения напрямую, то есть двусторонние отношения. Конкуренция в этом смысле была между Чечней и Татарстаном. Но, правда, ничего из этого не вышло.

На мой взгляд проблема какой-либо конкуренции между Татарстаном и Чечней – проблема маргинальная, то есть она изучается, но она не определяет ни стабильность, ничего».

Между тем, политолог Аббас Галлямов добавил, что “мнение о том, что руководитель Чечни претендует на роль неформального лидера российских мусульман, довольно распространено среди аналитиков». «Об амбициях же Минниханова на этот счет я слышу впервые, – сказал эксперт. – В любом случае, одного факта поездки Минниханова в Дагестан недостаточно, чтобы говорить о его далеко-идущих планах. Возможно, что инициатива исходила от Васильева. Ему крайне важно сейчас демонстрировать успехи и достижения. Визиты гостей из других регионов помогут формированию ощущения, что Дагестан при нем становится центром притяжения, что люди туда едут со всей страны».

Фото: kremlin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.