Top.Mail.Ru
Экономика
Пермский край
0

«Образование не успевает угнаться за технологической революцией»

Цифровизация экономики стала заметной частью идеологии властей Пермского края. В январе в Перми прошел форум «Крипто-Пермь», в прошлом сентябре сам президент провел в Перми встречу с представителями IT-индустрии. Кратко цифровизацию экономики можно определить как трансформацию экономических и социальных отношений между их участниками: взамен привычных каналов взаимодействия используются электронные. Эти изменения требуют изменений как в управлении (на государственном уровне и в бизнесе), так и в инфраструктуре. Завтра в краевой столице в рамках II Молодежного форума будущее цифровой экономики обсудят со студентами. Кандидат экономических наук, доцент ПГНИУ Вячеслав Арбузов напомнил «ФедералПресс» о вызовах цифровизации.

«Эти процессы идут уже давно и серьезно воздействуют на экономику. Хорошим примером является область бухгалтерии, где процессы цифровизации привели к устранению неэффективного и рутинного труда, что приводит к количественному сокращению кадров, но при этом растут требования к качеству персонала. И это касается не только требований иметь технические знания и навыки (знания специализированных программ, языков программирования, умений моделировать и прогнозировать процессы), но и обладать личностными качествами связанными с эффективностью менеджмента и принятия решений.

Давно идет и процесс автоматизации традиционных производств и в этом нет ничего нового. Но можно выделить тенденцию связанную с распределенными производствами, когда завод или фабрика перестают специализироваться на конкретном виде товаров. Следствие: рост роли логистики, когда производить товар лучше в том месте, где он будет непосредственно потребляться.

Естественно, что в ближайшем будущем большое количество профессий связанных с рутинными операциями отомрет. Хорошим примером является профессия нотариуса, которая с развитием блокчейна будет терять свою актуальность. В будущем же нас всех ждет серьезный вызов связанный с внедрением искусственного интеллекта.

С одной точки зрения, он не везде сможет заменить человека (например сможет ли он заменить самого создателя этого искусственного интеллекта?). С другой, даже если он и сможет заменить определенные функции (например, написание договоров юристами), то кто будет нести ответственность за решения и действия искусственного интеллекта? Поэтому здесь очень много вопросов моральных и философских.

Сейчас, на мой взгляд наибольший потенциал IT лежит в области медицины и биоинженерии. Человеческий организм является сложнейшей системой, которую наука знает лишь в общих чертах, на уровне среднестатистического человека. Но когда мы говорим о том, что у каждого индивида вся информация об организме будет динамически собираться и накапливаться (возможно с помощью каких-то специальных чипов), мы приходим к идее индивидуальной медицины и лекарств, оценке здоровья и внутреннего психологического состояния в масштабах всех страны, генетическому программированию и рождению людей с заранее нужными качествами. И это только лишь небольшой кусок возможных последствий развития IT в медицине.

Меняются и требования к кадрам. Современные цифровые технологии находятся еще на уровне оптимизации рутинных и однообразных процессов, поэтому кроме того, что к работникам предъявляют требования знаний технологий, в большей степени сейчас важно уметь применять эти технологии (а в некоторых ситуациях и наоборот не применять) и брать ответственность на себя за их применение. Хорошим примером является доставка быстрой еды на дом, когда по номеру телефона клиента в CRM-системе определяется имя, адрес, предыдущие заказы звонящего. И уже на основе этой информации сотрудник может более эффективно принимать заказы клиента.

Отмечу: технологическая революция движется такими темпами, что ни одна образовательная программа не успевает угнаться за ними и этот процесс будет усугубляться все в большей степени. Потому все институты образования испытывают глубочайший кризис связанный с позиционированием и нахождением своего места в современном мире.

Есть мнение, что современные обучающиеся должны придерживаться концепции обучения на протяжении всей жизни, а школы и университеты дают общие и фундаментальные знания, учат мыслить и развивают личностные качества человека.

Другие считают, что профессии будущего – это профессии на стыке областей (с учетом того, что в классических областях будет происходить процесс вытеснения рабочих мест искусственным интеллектом): биологии и юриспруденции, физики и экономики и т.д. И с этой точки зрения необходимо будет соблюсти баланс и выстроить образовательную систему не на основе существования определенных институтов, а на основе принципов децентрализации образования».

 

Фото: Pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.