Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

«Лицензирование задушит пивоваров»

Озвученная в конце зимы инициатива федерального министерства финансов о введении обязательного лицензирования пивоваренного производства и маркирования продукции бизнес-сообществом была воспринята неоднозначно. Представители малого бизнеса предрекают своему сектору рынка крах в случае реализации планов минфина. О возможных последствиях введения лицензирования рассказал «ФедералПресс» председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг:

«Вопрос о лицензировании нашей отрасли возник как-то вдруг, около полутора месяцев назад. В феврале я встречался с зампредседателя правительства РФ Александром Хлопониным на Инвестиционном форуме в Сочи. Тогда в рамках круглого стола представители минфина и «Росалкогольрегулирования» (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка – прим. «ФедералПресс») заявили: пора вводить лицензирование и маркирование пива, чтобы навести порядок на рынке. На круглом столе, к слову, присутствовал руководитель «Опоры России» Александр Калинин, он сразу заявил, что организация категорически против такого новшества. Я высказался от лица Союза пивоваров. В итоге наши оппоненты заявили, что эту тему пока откладывают. И вдруг буквально через пару дней Хлопонин заявляет в одном из интервью, что вопрос о введении лицензирования практически решен.

Я могу заявить одно: это похоже на какое-то весеннее обострение в сфере государственных инициатив. У нас есть ЕГАИС, есть онлайн-кассы. И налоговая служба, и «Росалкогольрегулирование» может нас отслеживать в онлайн-режиме. Нас контролируют все, кому не лень.

Зачем вообще нужно введение лицензирования производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи? Сама по себе лицензия – это инструмент для регулирования определенных законом (жизненно важных, стратегических, опасных) видов деятельности со стороны государства. Лицензирование нужно для того, чтобы предупреждать и пресекать нарушение закона производителями продукции, которая может навредить потребителям или государству. Я абсолютно согласен с «Опорой России», которая считает, что лицензирование пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не отвечает ни одной из вышеперечисленных целей и задач.

В отличие от крепкого суррогатного алкоголя, который способен причинить серьезный вред здоровью, случаев отравления пивом, сидром или медовухой не зафиксировано. Что касается доходов в государственную казну, то объемы производства данной продукции, являющиеся базой для исчисления акцизов, фиксируются в системе ЕГАИС с 2015 года. Все 1400 предприятий пивоваренной отрасли России подключены к ЕГАИС и отражают в ней весь оборот продукции. Добавьте сюда приборы для измерения и учета объема готовой продукции. А малые пивоварни еще и декларируют объемы производства и оборота.

Нововведение просто ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на плечи производителей пива. И приведет к росту стоимости продукта или к закрытию малого бизнеса: мини- и микропредприятия новинку просто не потянут. Пивоварни не смогут представить для процедуры получения лицензии склады по 500 квадратных метров, выполнить требования по производственным помещениям, которые разработаны для производителей крепкого алкоголя. Доказательство тому – опыт лицензирования винной отрасли. Наконец, разнообразие технологических схем малых пивоваренных предприятий не позволяет сегодня выработать и применить единый стандарт к их освидетельствованию при лицензировании.

Пивовары только что прошли через непростые и затратные этапы, связанные с установкой дорогостоящей системы ЕГАИС и подключением онлайн-касс. И теперь – новая нагрузка? Преодолеть этот новый административный барьер смогут только транснациональные корпорации. Им, видимо, и достанется доля рынка, которую сейчас занимают небольшие российские производители.

Федеральное правительство регулярно заявляет о необходимости поддерживать развитие малого бизнеса. Однако введение лицензирования ставит под угрозу 1165 небольших предприятий мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, около четырех тысяч оптовых организаций, порядка 150 тысяч розничных магазинов «живого» пива, около 200 тысяч магазинов традиционной розницы и точек общепита. Оно того стоит?»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.