Активисты Общероссийского народного фронта провели мониторинг и обнаружили в ряде регионов нарушения правил благоустройства газонов и прилегающих к ним участков. Например, иногда газоны не отгорожены бордюром или же он есть, но из-за своих размеров и ошибок в проектировании не может защитить дорогу от попадания грязи с газона вместе с талой и дождевой водой. Для решения этих проблем нужно доработать правила благоустройства в этом вопросе и ужесточить ответственность муниципалитетов за их невыполнение. Комментирует эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Сергей Ничипорюк:
Жители не только поселков, но и больших городов жалуются на грязные дороги – эта проблема уже стала притчей во языцех. И дело не только в том, что улицы не убирают оперативно, но и в неправильном проектировании дорог, неграмотном обустройстве газонов. Представьте ситуацию, когда в муниципалитетах строят или реконструируют транспортно-пешеходные пути, примыкающие к газонам, – то есть автодороги, пешеходные и велосипедные дорожки, тротуары. При этом зачастую уровень грунтовой поверхности газона делают вровень с верхней гранью бортового камня. А уровень дорожного покрытия получается ниже на 10 и более см. Такой подход, вкупе с неблагоприятной погодой и климатом (осадками, ветром), способствует разрушению верхних почв газона. В итоге на прилегающей дороге скапливается грязь, которая с большой скоростью распространяется по округе.
Активисты ОНФ повсеместно выявляют в регионах случаи, когда вместе с ветром, дождевой водой или в процессе таяния снега на дорожное покрытие с газонов через бордюр стекает земля, грязь, мусор. Да и сами жители обращаются в Народный фронт с проблемой чистоты на дорогах. Речь идет, например, о таких регионах как Ярославская, Саратовская, Курская, Самарская, Волгоградская области, Республики Дагестан и Удмуртская, а также Москва и Санкт-Петербург. Если бордюр отсутствует, в данном случае нарушается ГОСТ. Правда, в городах они, как правило, все-таки устанавливаются. Но их высота не всегда обеспечивает защиту дорог от стекания грязи с газона. Это связано с тем, что нет нормативов, которые запрещали бы делать тротуары одного уровня с бордюрами. В одном из СНиПов 2011 г. есть лишь рекомендация устанавливать высоту бордюра над уровнем тротуара не менее 5 сантиметров. Но ответственность за нарушение не предусмотрена.
Чтобы добиться чистоты в городе, нужно не только чаще убирать улицы, но и грамотно проектировать дороги и газоны. А на сегодняшнем этапе необходимо доработать правила благоустройства тротуаров, автодорог, пешеходных, велосипедных дорожек и прилегающих к ним территорий. В частности, нужно установить такой уровень газона относительно верхней грани бортового камня, который сдерживал бы перелив грязи на дорогу. Ответственность муниципалитетов за неисполнение этих правил предлагаем ужесточить. Кроме того, Народный фронт направит в Минстрой предложение – обязать регионы привести бордюрные камни в соответствие со стандартами, которые предотвратят излишнее загрязнение дорог при благоустройстве прилегающих территорий».
Такие меры в конечном итоге помогут сделать чище улицы населенных пунктов, сточные воды и воздух, сделать города и поселки более комфортными и красивыми. Для водителей должны снизиться расходы на мойку транспорта, а любителям парковаться на газонах будет уже не так-то легко нарушить правила из-за высоких бордюров».