Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Инфляция будет ускоряться до 4,5% за год»

Новый пакет санкций США заставил фондовый и валютный рынки России обновить многомесячные минимумы, и теперь дальнейшее движение рубля вниз будет зависеть как от последующих шагов Вашингтона, так и от ответных мер Москвы. Основной риск сейчас – неопределенность, в условиях которой инвесторы могут продолжить распродавать российские активы из-за опасения новых санкций в отношении уже других российских компаний. Чем все это опасно для российской финансовой системы «ФедералПресс» объяснил главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» и советник министра экономического развития Российской Федерации (2009-2012) Евгений Надоршин.

«Новые санкции породили панику. Люди пытаются бежать от рисков. Пока они не видят больших рисков в сырьевых активах, поэтому нефть дорожает. А вот в рубле и в российской экономике их видят – вот поэтому рубль и дешевеет. От рублевого риска сегодня в основном бегут уже не иностранцы, а резиденты России, которые обеспечивали основное движение в рубле.

Акции уже растут, облигации довольно стабильны (просадки есть, но небольшие), поэтому велика вероятность, что те деньги, которые пришли и толкнули рубль вниз по отношению к доллару, это не те деньги, что уходят с публичных финансовых рынков. Мне кажется, это те деньги, которые лежали на счетах в банках.

Думаю, что инфляция будет ускоряться. Я жду 4,5 процента на конец 2018 года. ЦБ и не обещал инфляцию 2 процента, а обещал 4. Этому будет способствовать новый курс национальной валюты. Я так понимаю, что многие в правительстве, да и в ЦБ были не против более дешевого рубля.

В текущей ситуации, по большому счету, кроме мер, направленных на сдерживание паники и стабилизации ситуации, возможно, ничего больше и не требуется. Возникшую панику полезно успокоить. Я не могу сказать, что я в данный момент вижу большие усилия правительства, направленные на это. Словесных интервенций достаточно мало, и они крайне сдержанные. По реакции рынка, я понимаю, что они пока не производят успокаивающего влияния, но, может, есть и непубличные действия.

Если ситуация будет оставаться достаточно неопределенной, то на ближайшем заседании ЦБ может не принять никаких решений по поводу дальнейшего снижения ключевой ставки. Но пока я не вижу причин, почему бы к концу года ставке не быть 6,5 процентов (соответствует средним прогнозам рынка на конец года). Все будет зависеть от развития ситуации. На мой взгляд, ничего экстренно не нужно делать со ставкой, достаточно обойтись словесными интервенциями: выйти и объясниться, успокоить и рассказать. От ЦБ, в принципе, они были, многое просто не от него в этой ситуации зависит и их недостаточно.

Для тех, кто скупает доллары, и тем, кто в понедельник продавал акции именно для них, возможно, делать ничего не надо. Делать что-то нужно для некоторого количества компаний, которые попали в список или как-то связаны с компаниями, попавшими в него. Наверное, какие-то точные действия уже и происходят. Я надеюсь. Широкому же рынку нужно просто дать четко понять, что последствия неожиданных и неприятных событий будут оперативно локализованы без существенного ущерба.

Можно сказать, что санкционный пакет «6 апреля» мы уже пережили. 6 апреля осталось в нашем прошлом. Да, это было поначалу неприятно. Да, рынок поначалу недооценил ситуацию. Возникшая паника уже скоро должна выдохнуться. И самое важное сейчас – обеспечить те условия, при которых эта паника сойдет на нет. А дальше нужно действовать по обстоятельствам.

Страх перед тем, что инвесторы массово побегут от нас, преувеличен, так как иначе у нас сейчас на рынке акций не было бы роста. Это означает банально следующее: вместо продающих иностранцев приходят российские инвесторы и скупают акции. Мне кажется, что это нормально по той простой причине, что, да, есть неопределенность, да – есть риски, да – есть существенные проблемы, но катастрофы, оправдывающей вчерашние распродажи и резкий скачок курса, нет. Видимо, стоит быть осторожным с покупкой акций крупных компаний, потому что они могут стать фигурантами новых списков санкций, которые могут последовать за вмешательство в американские выборы или за отравление Скрипаля, или за что-нибудь еще дополнительно. Но это не значит, что на российском рынке покупать больше ничего нельзя.

Я считаю, то, что сейчас происходит, говорит о том, что рынок приходит в более-менее нормальное состояние. Думаю, что умеренное расширение этого списка (если там, конечно, будет не 20 компаний разом, а скажем, еще 2-5) уже не приведет к такой панической реакции. Морально рынок понял, что именные санкции, в том числе против людей бизнеса, против их компаний – это не шутка. То, что мы наблюдали в понедельник, и частично наблюдаем сегодня, – это, в том числе, расплата за близорукую реакцию на февральские санкционные списки.

Многие посмеялись тогда над этим. Полезно было подумать сразу, что история может получить более серьезное развитие. Не подумали. Не проанализировали. Не потратили время. Давно известно, что недооценка противника ни к чему хорошему не приводит. Это видно по той реакции, которую мы и наблюдаем на этой неделе: для многих это стало негативным сюрпризом. В принципе, утечки, где изначально фигурировало, что будет несколько бизнесменов (то ли шесть, то ли десять) тоже намекали на возможность неприятного, но и их рынок не заметил. Даже момент анонса, собственно, 6 апреля расстроил не сильно – потребовались еще выходные и вот теперь прорвало.

Думаю, рынок получил свою прививку и дальше будет относиться ко всему разумнее. Никакой катастрофы пока я не наблюдаю».

Фото: wikimedia.org\Rartat.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.