Top.Mail.Ru
Финансы
Москва
0

«Правительство очень плохо стимулирует социальную ответственность бизнеса»

В развитых странах есть мода на социально ответственные инвестиции, когда при решении о размещении капиталов принимается в расчет не только доходность, но и принципы бизнеса, в который вкладываются деньги. Готовы ли россияне поддержать мировой тренд или для наших бизнесменов важен только доход? Комментирует Максим Ефремов, исполнительный директор ICBF:

«Целью развития коммерческой компании всегда являлось получение прибыли. Но еще со времен Карла Маркса было ясно, что очень часто цель достижения максимальной прибыли приходит в противоречие со многими аспектами человеческой жизни. Экология, антисанитария, разрушение инфраструктуры, нарушение законов и человеческих прав, - вот немногое из того, что приводит в противоречие деятельность отдельной компании в достижении прибыли с обществом в целом. Первым механизмом повышения социальной ответственности бизнеса была конкуренция. Устойчивость компании и ее доходы зависели от качества и пользы ее продукции. Условия работы и уровень зарплаты позволяли нанимать более квалифицированных работников, а это является уже стратегическим преимуществом. Даже внешний вид фабричных корпусов и санитарная обстановка вокруг, позволяли компаниям успешнее конкурировать и повышать прибыли. Следующим этапом повышения социальной ответственности бизнеса стала борьба трудящихся за свои права, которая на протяжении нескольких десятилетий XX века привела к радикальному изменению делового законодательства. Сегодня соблюдение экологических, санитарных и многих социальных требований, является не только обязательным для компаний в развитых странах, но и вообще часто условием ее существования.

Современные тенденции развития бизнеса уже давно подтвердили необходимость учета социальной направленности в работе компаний. Предприниматели стремятся не только получать прибыль, но и оказывать посильную помощь обществу в решении социальных проблем. Многие компании добровольно принимают для себя кодекс корпоративного поведения, в котором четко обозначена социальная направленность бизнеса компании, и постоянно напоминают об этом в любом случае, подчеркивая тем самым значимость корпорации для общества. Но есть в этом направлении важная составляющая, которую учитывают далеко не все. Любое социально направленное мероприятие должно приносить выгоду, материальную или нематериальную, но обязательно приносящую пользу бизнесу в перспективе. Но в большинстве случаев это не так. Очень часто монетизировать социальные мероприятия, экологические меры, вложения в инфраструктуру не удается, и это ложиться тяжелым бременем на затраты компании. Поддерживать экологические меры, содержать не профильную инфраструктуру, вроде спортивных сооружений, выплачивать страховки и компенсации работникам, по силам только крупным корпорациям, работающим в высокомаржинальном бизнесе.

Средним и мелким компаниям не выгодны дополнительные затраты, снижающие прибыльность, потому что многие из-них находятся на грани выживания. Кроме того, в российских условиях общеизвестно о существовании т.н. «административной ренты» - коррупционной составляющей расходов компании, без уплаты которой само существование фирмы будет под вопросом. Поэтому многие компании даже не задумываются о социальной ответственности, а ограничиваются лишь выполнением действующего законодательства и то там, где от этого не уйти. А те компании, чей бизнес идет не плохо, и кто все-таки может позволить себе дополнительные расходы, очень часто подменяют социальную ответственность совсем другой деятельностью, которая только выглядит как социально-ориентированные мероприятия, а на самом деле являются совсем другим. Например, пиаром и саморекламой, спонсированием политической деятельности и продвижением отдельных личностей на государственные должности, создание объектов инфраструктуры, которые потом эксплуатируются на коммерческой основе.

Большинство крупных компаний, лидирующих в своих отраслях, соответствуют критериям о социальной ответственности бизнеса и кроме того соблюдают Корпоративный кодекс. Но бизнес этих предприятий и фирм уже устоялся, годами приносит хорошую прибыль, и они могут себе это позволить. Более того иногда инвестиции этих компаний могут производиться именно с социальными целями, которые позволяют фирме завоевать лучшие позиции для своего бизнеса в будущем. Пример таких инвестиций – создание учебных заведений или учреждение стипендий, организация спортивных клубов или команд. Хороший пример и государственно – частное партнерство. Новым и небольшим компаниям, тем более начинающим с нуля, полностью соответствовать критериям социальной ответственности не под силу. Тем более, что правительство в нашей стране мало что делает для стимулирования социальной ответственности бизнеса, даже в круге своих обязанностей. Многие решения, направленные на стимулирование социальной ответственности бизнеса, на деле превращаются в дополнительные административные барьеры и только увеличивают административную ренту. Поэтому в любых инвестициях бизнес сначала пытается выйти на высокорентабельный уровень – что, само по себе не просто, а потом начинает задумываться о социальной ответственности. В отличие от большинства компаний в развитых странах, где легальный бизнес не может быть организован иначе, как социально ответственный».

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.