Top.Mail.Ru
Экономика
Курганская область
0

«От властей и регоператора нужна твердость в налаживании четкой системы обращения с отходами»

Александр Михайлович Багин

В Зауралье сделан первый шаг к созданию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами: 3 апреля подписано соглашение с региональным оператором в этой сфере. Такой статус на 10 лет присвоен компании «РИФЕЙ». В зону ответственности компании попадают вновь появляющиеся несанкционированные свалки. А вот ликвидация существующих свалок, отраженных в территориальной схеме по обращению с отходами Курганской области, – один из приоритетов большой работы для региональных властей. Своим мнением по этой проблеме поделился Александр Багин, научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты РФ,член Общественного совета при Минприроды России:

«По данным государственного доклада Минприроды за 2016 год в Курганской области образовалось более 900 тыс. кубометров ТКО. При этом, по официальным данным, лицензированных полигонов всего восемь, зато почти 600 несанкционированных свалок. А указ президента страны Владимира Путина обязывает к 2024 году ликвидировать все несанкционированные свалки, выявленные на 1 января 2018 года в границах населенных пунктов. Для этого необходимо не только сформировать систему обращения с такими отходами, но и обеспечить рекультивацию земель под ними и вторичное использование отходов, запрещенных к захоронению.

И тут возникает серьезная проблема, которая ложится на плечи регионального оператора, региональных и муниципальных властей. Национальный проект в сфере экологии ставит задачу образовать к 2024 году в каждом субъекте Федерации эффективную систему общественного контроля для выявления и ликвидации несанкционированных свалок. Потому что объем отходов постоянно растет, их структура меняется.Некоторые граждане, не задумываясь, бросают в мусорное ведро разбитый термометр и батарейки и т.д.

Нужно повышать экологическую культуру населения, это задача властей и, на мой взгляд, люди уже начинают понимать, что нужно сортировать отходы.Эта работа должна быть обеспечена и технически, и технологически. Нужны контейнеры для раздельного сбора отходов, система депонирования разных видов перед переработкой и многое другое.

Еще один момент- проведение закупок по ФЗ № 44 в точном соответствии с законом, который обязывает учитывать не только ценовые, но и экологические характеристики объектов закупки. Госорганы и муниципалитеты тратят огромные деньги, и нужны экологические критерии при организации тендеров и торгов. Покупаешь компьютер – посмотри, через какое время он окажется на свалке. Учитывая концепцию жизненного цикла, критерии энергоэффективности, ресурсосбережения, государство тем самым подает пример гражданам.

Региону нужно разработать собственную политику экологической безопасности. Предметом совместного ведения федеральных властей и регионов России является природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Эти понятия, включающие в себя и процесс, и результат нельзя разрывать. Отмечу, что ответственность за экологическую безопасность несут главы субъектов РФ. Наличие такого документа позволит Курганской области системно строить всю работу и налаживать отношения с федеральным центром. Позволит предлагать и защищать инвестпроекты, в том числе федерального уровня, на территории, четко определяя уровень ответственности по властной вертикали.

Одна из проблем в том, что в законе пока нет определения побочной или вторичной продукции. Все, что образуется, записывают в отходы. А это ограничивает возможности повторного использования или восстановления.

Если для этого будут разработаны типовые решения, согласованные на уровне субъекта и федерации, тогда мы сможем предлагать малому бизнесу готовые проекты. Такие проекты, прошедшие необходимые согласования и экспертизы на всех уровнях, можно предлагать муниципалитетам. Сейчас же у муниципалов для разработки таких проектов нет средств, компетентных кадров, они несут разнообразные риски. И все эти работы нужно переводить на региональный уровень.

Уровень и сложность таких проектов в Курганской области, к примеру, можно разделить в зависимости от состояния экономики муниципалитетов, на три категории. Для бедных муниципалитетов – дешевые, но эффективные решения. Для средних - более затратные, для крупных – самые современные, но дорогие. Это снизит риски для глав муниципалитетов, которые отвечают за результат. И ускорит реализацию проектов.

Для ликвидации свалок нужно включать и социально-экономические механизмы. Сейчас мы платим земельный налог с учетом кадастровой стоимости. Но экологические характеристики участка при этом никак не учитываются. А ведь появление свалки рядом с дачным кооперативом в несколько раз снижает рыночную стоимость земли, хотя его кадастровая стоимость остается той же. И эти вопросы местным властям нужно хорошо обдумывать.

Владельцы отходов заключают договор на вывоз с перевозчиками, но не передают им права на эти отходы. Поэтому возникает соблазн не доехать до полигона, а вывалить мусор в овраг. Здесь нужна твердость в налаживании четкой системы обращения с отходами от властей и регионального оператора».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.